Прекрасная погибель Величавых Моголов

Последний приют мусульманина в средневековой Индии был должен смотреться богато и накрепко. Этот снимок Тадж-Махала был изготовлен меж 1890 и 1900 годами. Фото: Photoglob Zurich из архива Библиотеки Конгресса США Еще в позапрошлом веке архитекторы постановили, что семь самых выдающихся культовых построек, дошедших до наших дней, — это афинский Акрополь, церковь Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле, собор

Последний приют мусульманина в средневековой Индии был должен смотреться богато и накрепко. Этот снимок Тадж-Махала был изготовлен меж 1890 и 1900 годами. Фото: Photoglob Zurich из архива Библиотеки Конгресса США Еще в позапрошлом веке архитекторы постановили, что семь самых выдающихся культовых построек, дошедших до наших дней, — это афинский Акрополь, церковь Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле, собор Святого Марка в Венеции, Реймский собор во Франции, храм Василия Блаженного в Москве, Альгамбра в Испании и, в конце концов, Тадж-Махал в Индии. Тадж-Махал был апофеозом полутысячелетнего творческого пути индийских зодчих-мусульман, искавших совершенства. В эти полтысячи лет создавались мавзолеи и при Гулямах, и при Хильджи, и при Сурах, и Лоди. О неких из их следует сказать, но особенный разговор пойдет у нас о захоронениях Величавых Моголов. Так именуют династию правителей Индии, бывших у власти с 1526 по 1858 годы. Её основоположник Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) из рода Тимуридов происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, — отсюда заглавие династии «Моголы» (индийское Мугхал; эпитет «Великие» подарили этой династии европейские путники XVII века). Мавзолей завоевывает город Мавзолеи появились в Индии с приходом завоевателей-мусульман, явившихся на субконтинент в самом конце XII века. Вошедшие в страну с другой верой и культурой, насчитывавшей несколько 1000-летий, вторженцы не рассчитывали на сострадание и осознание — по их представлениям все страны делились на исламские и агрессивные, варварские. Век за веком они утверждали свою власть, равномерно распространяя ее практически на всю Индию (не считая последнего юга страны). Другая культура вторженцев принесла непохожие строительные формы. Глобальная архитектура до нового времени вообщем делилась на два главных конструктивно-художественных вида — стоечно-балочный и арочно-купольный. К первому относится вся фактически индусская архитектура, ко второму — вся мусульманская. Мавзолеи были для индийцев полностью новым явлением — они сжигали собственных покойников, а пепел сбрасывали в воду. А здесь появились мусульманские культовые сооружения — мечети, минареты, мавзолеи. Их украшали врезанными в камень текстами из Корана, которые могли выкладываться терракотовой плиткой, цветной поливной керамикой; использовались при оформлении и полудрагоценные камешки. Не считая каллиграфических надписей обширно применялся геометрический и флоральный орнамент. Из-за отсутствия пластики индусские храмы практически преобразовывались в статую; мусульманская архитектура же отличалась геометрической четкостью силуэта. Но, невзирая на обоюдную отчужденность, далековато еще не изжитую в индийском обществе, мусульманские монументы не подвергались разграблению либо разрушению. В конце концов индийцы привыкли к виду мечетей и мавзолеев, и в северо-западной и западной Индии культовые строения ислама стали властвовать над общегородской стройкой.

Мой гроб — моя крепость 1-ые мавзолеи имели быстрее фортификационный вид. Взять хотя бы мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, выстроенный как часть новейшей крепостной резиденции делийских султанов в Туглакабаде (на местности современного Разделяй) и выглядевший подлинным бастионом, последним прибежищем в случае падения оплота. Это маленькое краснопесчаное пятиугольное здание с покатыми стенками и умеренным декоративным оформлением заканчивается низким плоским беломраморным куполом. Мавзолей был выдвинут в искусственный водоем и соединялся с берегом узкой перемычкой. Существенно позднее построенный мавзолей Шер-шаха Сура (1472–1545) около Патны (город в Северной Индии, административный центр штата Бихар) имел некие общие черты с упомянутым пятиугольником: тут тоже было искусственное озеро, а среди него высилось более приличное здание. И так же вела к нему мостовая перемычка от берега. На громоздкой квадратной базе с 4-мя низкими томными шлемовидными башнями по четырем углам стоит двухъярусный восьмерик мавзолея, завершенный полусферическим куполом. Килевидные арки, прорезанные в стенках мавзолея, киоски с маленькими шлемовидными куполами — чхатри — поставленные на изломах восьмерика, делают его нестандартным сооружением. Ощущается рука зрелого мастера. И снова здание в целом носило мрачноватый замковый нрав. Не все мавзолеи так стары и занесены песками времени. К примеру, именитая усыпальница правителя Биджапура (средневекового страны) Мухаммеда Адиль-шаха — Гол Гумбаз («Круглый Купол»). Она поражает своими размерами: большой полусферический купол перекрывает площадь огромную, чем купол римского Пантеона. Конструктор приложил максимум усилий, чтоб облегчить грузность собственного кубического детища, ведь ширина его стенки с угловыми башнями равна шестидесятиметровой высоте. Осознав, что громоздкое здание необходимо очень облегчить, мастер устроил карниз, прорезанный частыми килевидными арочными окнами. Такими же окнами он прорезал семиярусные башни по углам усыпальницы, при всем этом окружив основание огромного купола нередко поставленными цветочными лепестками. Гол Гумбаз не похож на крепость, а быстрее припоминает тортик из сбитых сливок, увенчанный фруктами. Величавые Моголы: змеи, мраморные узоры, перламутр Но перейдем к тому, что составляет славу мемориальной индийской архитектуры. Вся она войдет в двухсотлетнее господство династии Величавых Моголов (ХVI–XVII века). Все могольские монументы отличает утонченный аристократизм, ведь то была богатая и мощная империя, за спиной которой было несколько веков широкого строительного опыта и не только лишь на индийской земле (кстати, стиль и язык двора были персидскими). Несметные богатства, которые давала казне покоренная Индия, позволяли приглашать наилучших архитекторов, ювелиров, резчиков по камню и кости, живописцев, и платить за один лист миниатюры целый мохур (золотой). Все это шлифовало вкус самого заказчика, давало возможность ждать его выполнения на требуемом уровне. Конкретно в эту эру создавались прекрасные дворцы, мечети, мавзолеи. Известный мавзолей Хумаюна (1508–1556) (отца Акбара Величавого, 1542–1605) размещен в Разделяй. Это прототип Тадж-Махала. Конструктор поставил сооружение на высшую платформу — стилобат, облегченный нередко прорезанными большими арками. Лестницы за арками выводят на широкую, открытую с 4 сторон площадку, в центре которой и стоит мавзолей. С приходом в Индию мусульман главным строительным материалом стал белоснежный мрамор, соединенный с красноватым песчаником. В мавзолее Хумаюна белоснежный мрамор даже преобладает, что присваивает сооружению необыкновенную нарядность. Мавзолей Хумаюна — это любимое зона отдыха делийцев в празднички и свободные деньки. Они приходят сюда семьями и размещаются на широких полянах с термосами и коробками с пищей. Тут отдыхают предки, малыши носятся вереницей, в воздухе мерцают воланы бадминтона, напоминая пушкинское «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». А гробового входа вроде бы и нет. Это будто бы и не мавзолей, а прекрасный дворец, царящий над всем, что его окружает, часть живого мира. Мне довелось побывать тут лунной ночкой, хотя на ночь никого не пускают из-за змей. После лаконичного разговора со охранником я прошел к мавзолею, поднялся на террасу и вошел в большой зал с надгробиями — кенотафами (сами погребения находятся в подвальном помещении глубоко под полом). Купол утопал в густом мраке, но на полу лежали «ковры» из лунных кроликов, верно повторявших прорезной набросок беломраморных решеток, вставленных в просветы арок и окон…

От Хумаюна до Таджа прошло практически столетие. И за этот период времени появились примечательные гробницы, вошедшие в историю архитектуры. Они все, естественно, различались, имея только общую арочно-купольную конструкцию и обязательный декоративный атрибут — беседку чхатри, купол, а в Индии к тому же минарет. Но не всегда все составляющие присутствовали в сооружении. Так, супруга правителя Джахангира (1569–1627) Нур Джахан (1577–1645) выстроила в Агре для собственных родителей (ее папой был Верховный казначей) не очень огромную гробницу и именовала ее Итимад-уд-Даула («Доверие государства»). Отдельные ее части, к примеру, четыре двухъярусных башни по углам, кажутся толстыми и очень громоздкими, а венчающие их беседки — тяжеловатыми. Но в целом расстояния меж всеми элементами так выверены, так тонко украшено здание орнаментом и инкрустациями, что здание производит очень гармоническое воспоминание. Этому содействует раджпутского вида павильон заместо обыденного купола в центре площадки-кровли, который из-за резных мраморных рам служит вроде бы фонарем, источником света для нижнего этажа, где и стоят родительские кенотафы. Общая золотисто-розовая цветовая палитра мавзолея оставляет светлое, мажорное воспоминание. Тадж-Махал, беломраморная скорбь Тадж-Махал — апофеоз мавзолейного искусства. Он построен в память о возлюбленной супруге правителя Шах-Джахана (1592–1666) Арджуманд Бану Бегум по прозвищу «Мумтаз-и-Махал» («избранница дворца»). Она была не только лишь возлюбленной супругой правителя, да и мудрейшим советником в его делах, нередко даже аккомпанировала супруга в военных походах. В 1630 году она не смогла быть с ним рядом — из-за беременности осталась дома и во время неблагополучных родов погибла. Шах-Джахан немедля оборвал поход и сходу занялся проектами мавзолея. Были привлечены наилучшие архитекторы Средней Азии, Ирана, Сирии, Афганистана и, естественно, — Индии, ну и сам правитель был суровым авторитетом в строительстве. Конкретно он заковал в белоснежный мрамор многие строения Агрского и Делийского форта; при выборе проектов последнее слово оставалось за ним. Считается, что древесную модель мавзолея сделал турок Эфенди, вдохновившийся примером мавзолея Хумаюна в Разделяй, построенного кое-где за 100 лет до того, и проект был утвержден. В разработке учавствовал и главный конструктор империи Устад Ахмад Лахори. Началось строительство, в каком были задействованы 20 тыщ рабочих. Стройка продолжалась чуток более 20 лет, и в конце концов Тадж стал во всем собственном великолепии. Этот шикарный королевский чертог меньше всего походит на погребальный комплекс. Краса его сначала в искрометно сверенных пропорциях и в замечательном луковичной формы куполе. Высота от грунта до шпиля равна ширине его стенки и составляет 74 метра. Купол составляет половину высоты мавзолея. Чтоб он обрел легкость, с 4 сторон луковку поддерживают киоски с шлемовидными навершиями. Все четыре стенки квадратного в плане мавзолея схожи, но чтоб облегчить это мощное здание, его углы скошены. Поставленные на неком расстоянии от мавзолея на той же платформе трехпролетные минареты рассчитаны по высоте так, что они очень упрощают, практически дематериализуют купол.

По правую и левую сторону от мавзолея размещены два павильона — гостевой (где в поминальные деньки собираются близкие) и мечеть. Сложенные из красноватого песчаника со вставками белоснежного мрамора и беломраморными неглубокими куполами, они подчеркивают наряженную белизну Таджа. Тадж-Махал драгоценен в буквальном смысле слова. Плиты вырезаны мягенькими рельефами узкого флорального орнамента: цветами, ветвями, листьями, а в вырезанные углубления вставлены цветные полудрагоценные камешки — яшма, хризолит, сердолик, агат, ляпис-лазурь. Камешки доставлялись из многих государств, а малахит — из Рф. Тадж окружен постоянным парком, разбитым водяными каналами на квадратные участки — розарии. От основных ворот и до подножия мавзолея идет широкий канал с фонтанами. Когда фонтаны молчат, в зеркале воды возникает магическое отражение Таджа. Что побудило Шах-Джахана сделать конкретно таковой мавзолей? Предание говорит, что Мумтаз просила выстроить ей таковой мавзолей, свидетельствующий о силе их любви, а сам правитель желал передать неповторимость возлюбленной супруги и тем выделить боль утраты. Эта боль не стала последней: отпрыск Шах Джахана Аурангзеб (1618–1707) уничтожил брата, легитимного наследника престола, а отца заточил в Агрский форт, где правитель и погиб спустя восемь лет. С высочайшего балкона дворца он раз в день следил издалека Тадж-Махал в дрожащем мареве горячих месяцев через кисею муссонного дождика. Во время строительства Таджа у Шах-Джахана родилась мысль сделать на обратном берегу реки Джамны, протекающей сзади мавзолея, точь-в-точь таковой же себе, только из темного мрамора, и оба мавзолея соединить мостом. Величавому плану не довелось реализоваться. Но чтоб ничто не заслоняло красоту самого красивого мавзолея в мире, в радиусе 3-х км от него никогда не строились дома выше 4 этажей. Позже случилось то, о чем же не охото и упоминать. Последний Могол Аурангзеб больше разрушал, чем создавал, мечтая об ликвидировании всей индусской статуи. Мавзолей, поставленный его супруге Раби’а-уд-Даурани в Аурангабаде, — грубая аллейка томных минаретов, идущих повдоль канала, слабенькая потуга сотворить нечто схожее на Тадж-Махал. Был еще Сафдар Джанг, мавзолей, поставленный посреди XVIII века в Разделяй видному царедворцу, неинтересная копия старенькых образцов. И самое последнее — умеренная легкая беседка на тонких обычных столбах, перекрытых сверху неглубокой, немного выпуклой к центру кровлей. Это захоронение соратника Ганди (1869–1948) и Неру (1889–1964) Абул Калам Азада (1888–1958), расположенное у входа в Делийскую пятничную мечеть Джами Масджид. Мавзолеи… для кошек и собак И в итоге о том, что происходит с погребениями малоизвестных деятелей истории страны. На местности северной и центральной Индии, на землях Делийского султаната, в государствах Бахманидов, в Биджапуре и Хайдерабаде там и сям вырастали мавзолеи первых лиц страны, их приближенных. Муссонные дождики и пыль сухих безводных месяцев за века превратили строения в сумрачные призраки. Некие из их сейчас обжиты бескровными, не имеющими другого пристанища. На моей недавнешней памяти был случай, когда одна сострадательная британская дама была очень огорчена видом бескровных индийских кошек и собак. И вот она решила перевоплотить один из мазаров (могильных сооружений) в приют для бесхозных животных. В этом великодушном деле ей помогала подруга из шведского посольства. Все это никак не устраивало местных бомжей, которые решили возвратить жилплощадь назад. Занятая деньком работой англичанка приходила в склеп проведать собственных питомцев холодными ночами, а бывшие постояльцы раздобыли белоснежные хламиды и устроили представление, изображая духов некогда погребенных тут людей. Леди была не на шуточку перепугана и «освободила помещение», навечно возвратившись в Великобританию. А мавзолеи дают приют бескровным людям. Святослав Потабенко, Телеграф «Вокруг Света»: Что еще поглядеть по данной теме... Столица Величавых Моголов 3D in Резиновая шейка Столица Величавых Моголов 3D Агра – город на севере Индии. С 1528 по 1658 года была столицей империи Величавых Моголов. Такое звучное заглавие получила страна из-за происхождения собственных правителей. Монголы. Основоположник династии ...

Похожие статьи: