Погибель линкора Новороссийск

Загадки истории - Погибель линкора Новороссийск

После победы во 2-ой мировой войне союзники разделили итальянский флот по решению Тройственной комиссии 1948 года. В конечном итоге этого Русскому Союзу достался лёгкий крейсер, 9 эсминцев, 4 подлодки и линейный корабль «Юлий Цезарь», построенный ещё до Первой мировой. 6 февраля 1949 года над кораблем был поднят флаг ВМФ СССР, а чуть позже, в марте, линкор переименовали в «Новороссийск».

Состояние Загадки истории - Погибель линкора Новороссийск

После победы во 2-ой мировой войне союзники разделили итальянский флот по решению Тройственной комиссии 1948 года. В конечном итоге этого Русскому Союзу достался лёгкий крейсер, 9 эсминцев, 4 подлодки и линейный корабль «Юлий Цезарь», построенный ещё до Первой мировой. 6 февраля 1949 года над кораблем был поднят флаг ВМФ СССР, а чуть позже, в марте, линкор переименовали в «Новороссийск».

Состояние «Юлия Цезаря» при передаче было беспринципным: в течение 5 лет, чуть ли не сданный в утиль, корабль ржавел с небольшой, разумеется недостаточной для такого судна, командой на борту без соответственного техобслуживания. Не выручил положение и небольшой ремонт, проведённый непосредственно перед передачей линкора Союзу.

Все таки, уже в июле 49 года «Новороссийск» принял роль в манёврах в качестве флагмана эскадры. Позже линкор провёл в ремонтных доках довольно много времени, его чинили целых восемь раз и добились определённых фурроров: поменяли боевые и технические средства, модернизировали турбины, даже с неудобной планировкой разобрались. Планировали полностью перевооружить корабль, но решили не торопиться и кинуть итальянские орудия. В перспективе предполагалось оснастить линкор снарядами с тактическими ядерными зарядами — и тогда бы он, несмотря на знатный возраст в 35 лет, стал представлять реальную опасность противнику.

28 октября 1955 года «Новороссийск» возвратился из еще 1-го похода, причалив в районе Морского госпиталя. на борту, не считая штатных матросов, находились бойцы, переведённые из армии во флот и стопроцентно не готовые к тому, что вышло чуть позже: в половине второго ночи под корпусом корабля раздался мощнейший взрыв (~1100-1800 кг тринитротолуола). Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира капитан второго ранга Г. Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, которая из-за затопления носовой части стала собираться на юте и насчитывала несколько сотен человек, но получил отказ. В 4.15 корабль после наклона опрокинулся, утащив под воду сотки человек, находившихся на палубе и в отсеках. В 10 часов вечера линкор затонул совершенно.

Несмотря на то, что с момента взрыва до момента опрокидывания было достаточно времени (не говоря уже о времени полного затопления, произошедшего через 20 часов после аварии), из отсеков спасти удалось только 9 человек: 2-ух вытащили водолазы, семерых достали через разрезанное днище корабля спасатели с «Карабаха».

В конечном итоге катастрофы погибло более 600 человек: досталось не только экипажу линкора, ну и тем, кто пришёл на помощь. О факте катастрофы никто в то время не вызнал, ей суждено было стать гос затаенной. В связи с этой ситуацией с поста главкома ВМФ был снят адмирал Кузнецов: его убрали с должности, лишили звания и отправили в отставку. Поначалу на принятие такого решения повлияло то, что погибло очень много людей, причём не в один миг, а после плохо организованной процедуры спасения корабля, ведь с момента взрыва до времени затопления прошло всего только чуть меньше суток! Оказывается на виду и то, что откровенно устаревший линкор продолжал работать вровень с более молодыми судами и даже являлся флагманом. Несмотря на большущее время, проведённое им в ремонте, «Новороссийск» не мог тягаться с современными боевыми судами и не удовлетворял некоторым техническим требованиям. И, все таки, ходил в морские походы, а не стоял в качестве музея в порту. Может быть, из-за того, что собственных больших кораблей у СССР ещё не было, а потребность в мощных океанских судах ощущалась.

Причинами катастрофы «Новороссийска» разными людьми в различное время считались и халатность командования флота, и диверсия, проведённая либо итальянцами, либо англичанами, и взорвавшаяся мина или даже пара мин времён 2-ой мировой войны.

Похожие статьи: