Исчезнувший материк Атлантида

Исчезнувший континент Атлантида

Исчезнувший континент Атлантида

Большая часть археологов считают, что предание об Атлантиде всего-навсего легенда, аллегоричный рассказ, не имеющий ничего общего с реальной историей. Вобщем, у оккультистов на этот счет своя точка зрения: для многих из их Атлантида — олицетворение утраченной колыбели духовности (таковой как Му/Лемурия) либо вообщем понятие другого измерения. Что все-таки представляет собой Атлантида, и почему легенда о ней вызывает настолько жаркие споры?

Есть ли толика правды в предании?

В первый раз Атлантида упоминается в 2-ух маленьких диалогах древнегреческого философа Платона — «Тимей» и «Критий» (359—347 гг. до н. э.). Предположительно, Платон заимствовал историю о континенте из рассказа собственного далекого родственника — известного афинского законодателя и лирика Солона. Тот, в свою очередь, услышал предание, когда гостил в городке Саис, что на западном берегу дельты Нила, при дворе египетского фараона Амазиса (569—525 гг. до н. э.). В Саисе Солон побывал в храме Нейт(*), где вел беседы со жрецом, и тот поведал ему об Атлантиде. По словам служителя культа, это был большой полуостров, больше, чем Ливия(**) и Азия, совместно взятые. Он существовал 9000 годов назад и размещался по другую сторону Геркулесовых столпов (Гибралтарского пролива), в Атлантическом океане. Атлантидой управлял альянс царей, ведущих род от Посейдона — бога морской стихии и землетрясений. В честь Атласа, старшего отпрыска Посейдона, были названы полуостров и омывавший его океан.

Империя атлантов простиралась от Атлантики до Средиземноморья — Египта на юге и Италии на севере. Пытаясь расширить империю на земли Средиземноморья, атланты столкнулись с сопротивлением европейцев, объединенных сил, которые вели за собой Афины — в те дальние времена уже достаточно большой город-государство, управляемый военной элитой. Вояки с презрением относились к богатству, предпочитая аскетический стиль жизни. И хотя намедни битвы союзники кинули афинян, оставив один на один с противником, войска атлантов были наголову разбиты. Скоро вышло разрушительное землетрясение, сопровождаемое огромным наводнением, и по словам Платона, континент Атлантида ушел под воду «в течение 1-го ужасающего денька и одной ночи».

Информация о местоположении Атлантиды за Гибралтарским проливом и ее смерти занимает в «Диалогах» Платона всего несколько строк, но политическое устройство и уклад жизни на полуострове создатель обрисовал более тщательно. Вначале Атлантида была идиллическим местом с обеспеченными природными ресурсами; она изобиловала лесами, садами, одичавшими животными (в том числе и слонами) и бессчетными рудниками. Каждый правитель на полуострове обладал своим городом. Но наибольшее воспоминание производила столица, которой управляли наследники Атласа. Этот старый город защищали три обитые металлом, расположенные концентрическими кольцами стенки, каждую из которых окружал ров с водой. Наружняя стенка была обита бронзой, последующая — оловом, а внутренняя «сияла красноватым цветом орихалька(***)» — неведомого металла. Атланты выкопали большой подземный канал подо рвами, соединивший центральную часть городка с морем, и высекли гавань во наружных каменных стенках. В центральной оплота размещался главный храм — храм Посейдона, который был втрое больше Пантеона в Афинах. Снаружи храм был стопроцентно покрыт серебром (кроме кровли — та была позолочена). Изнутри свод была облицован слоновой костью и украшен золотом, серебром и орихальком. Тем же неведомым металлом были покрыты стенки, колонны и пол храма. Помещение декорировали бессчетные золотые скульптуры, в том числе и скульптура Посейдона на колеснице, запряженной шестеркой крылатых жеребцов. Это была скульптура колоссальных размеров — голова бога касалась свода, находившегося на высоте 381 фут.

Другие древнейшие источники, упоминая об исчезнувшем материке, следовали за Платоном. В их давалось яркое описание Атлантиды, в существование которой в 'древние времена люди верили по-настоящему. В IV в. до н. э. о поселении атлантов упоминал ученик Аристотеля Теофраст, древнегреческий философ с острова Лесбос. К огорчению, большая часть его работы утрачена. Об Атлантиде в комментах к диалогам Платона писал древнегреческий создатель V в. Прокл. Утверждая, что континент вправду существовал, он отмечал, что Атлантида «многие годы властвовала над всеми островами Атлантического моря» и что Крантор — 1-ый создатель, давший комменты к диалогам Платона еще в IV в. до н. э., — посетил город Саис в Египте, где лицезрел золотую колонну, на которой иероглифическим письмом была запечатлена история Атлантиды. В работе римского писателя II в. н. э. Элиана Клавдия «О природе животных», описывающей большой полуостров в Атлантическом океане, Атлантида упоминается как узнаваемый по преданиям финикийцев (и позже карфагенян Кадиса) старый город на юго-западном побережье Испании.

В протяжении многих веков легенда об Атлантиде пребывала в забвении, и только в XIX в. энтузиазм к ней возродился. Поиски знаменитого острова продолжились сначала 1882 г. после публикации книжки южноамериканского конгрессмена и писателя Игнатиуса Доннели «Атлантида: мир до потопа». Дон-нели воспринял повествование Платона об Атлантиде как исторический факт, решив, что исчезнувший материк был прародиной всех узнаваемых древних цивилизаций. Приблизительно в это время энтузиазм к исчезнувшим материкам, таким как Атлантида и Лемурия, стала проявлять Лена Блаватская — соучредитель Теософского общества и глава набиравшего обороты оккультного движения. Пару раз она упоминает Атлантиду в собственной первой работе «Разоблаченная Исида» (1877), а в базу фундаментального труда Блаватской «Тайная доктрина» (1888), по ее утверждению, легла «Книга Дзиан» — магический трактат, предположительно написанный в Атлантиде. В «Тайной доктрине» Блаватская детально обрисовывает Атлантиду и ее обитателей, упоминает о передовых разработках, старых летающих машинах, гигантах и сверхъестественных силах. Из неких довольно туманных описаний Атлантиды следовало, что исчезнувший материк существовал на ином, быстрее духовном уровне, а означает, кардинально отличался от физического континента, каким его представил Доннели. Ее точка зрения спецефическим образом повлияла на теории атлантологов.

Сначала XX в. всемирно узнаваемый медиум Эдгар Кейс прочитал ряд лекций, в том числе об Атлантиде. Он считал, что Атлантида представляла собой высокоразвитую цивилизацию, а атланты располагали кораблями и самолетами, управляемыми загадочной энергией кристалла (в этом мировоззрение Кейса перекликается с утверждением Блаватской). Кейс предвещал, что часть Атлантиды будет найдена в 1968 либо 1969 году в районе Бимини, около Багамских островов.

В сентябре 1968 г. на берегу Северного Бимини был найден участок, аккуратненько выложенный известняковыми блоками длиной полмили, сейчас узнаваемый как дорога Бимини. Многие исследователи считают, что это остатки исчезнувшей Атлантиды.

В 1980 г. Эджин Шинн из Геологической службы США опубликовал результаты исследования подводных каменных строений на Бимини. Тестирование показало, что блоки создавались под действием сил природы, а с помощью анализа по радиоактивному углероду удалось датировать вросшие в камешки раковины и позволило прийти к выводу, что укладывались блоки так именуемой дороги в период меж 1200 и 300 годом до н. э., другими словами еще позднее предполагаемого времени существования Атлантиды.

Многие исследователи, делая упор на слова старых историков, находили Атлантиду среди Атлантического океана, полагая, что Срединно-Атлантический хребет (длинноватая цепочка подводных вулканов среди океана) и есть остатки исчезнувшего континента. Все же геологи, ссылаясь на современные данные о дрейфующих материках, исключают возможность существования в Атлантике такого. Но движение тектонических плит — это только догадка, потому, пока она не подтверждена, те, кто верует, что исчезнувший материк существовал в Атлантике, будут продолжать поиски. Подобно Игнатиусу Доннели, который писал об Атлантиде в 80-х годах XIX в., современные исследователи считают, что если полуостров находился среди Атлантического океана, то полностью возможно его остатками являются Азорские острова— группа из 9 островов, расположенных среди вереницы подводных гор в Атлантике; некие включают в этот перечень и полуостров Мадейра, Канарские острова и острова Зеленоватого Мыса. Вобщем, сейчас нет ни одного подтверждения существования исчезнувшей старой цивилизации в этом ареале.

Практически каждый год странички газет пестреют заголовками на тему «Атлантида найдена!» Обилие гипотез о месте расположения Атлантиды вправду ошеломляет. Длительное время числилось, что косвенное воздействие на Платона оказала минойская цивилизация, которая была в эру позднего бронзового века на полуострове Крит и, предположительно, была разрушена землетрясением неслыханной силы, происшедшим недалеко на полуострове Тира. Но, как понятно, минойская цивилизация была и после землетрясения на Тире. Вероятным местоположением Атлантиды считают также Европу и Средиземноморье, а именно Ирландию, Великобританию, Финляндию, полуостров Гельголанд у северо-западных берегов Германии, Андалусию на юге Испании, полуостров Спартель в Гибралтарском проливе, Сардинию, Мальту, город Гелика в Греции, местность в Средиземноморье меж Кипром и Сирией, Израиль, Трою на северо-западе Турции и Танталис. Есть догадки о том, что старая цивилизация размещалась и в других частях света: в Черном море, в Индии, на Шри-Ланке, в Индонезии, Боливии, во французской Полинезии, на Карибских островах и в Антарктике.

Возникновение различных теорий разъясняется скептическим отношением исследователей к описанию Атлантиды у Платона. По их воззрению, древнегреческий создатель использовал политическую аллегорию: он утверждал, что Афины способны выступить против упадочной и ненасытной империи атлантов, пытаясь таким макаром превознести Афины как правительство. Вот почему предание об Атлантиде понятно только со слов Платона. Означает, Солон никогда не был в Египте и не слышал легенду от жреца в Саисе? А расположил Платон Атлантиду за Геркулесовыми столпами, так как за ними раскрывался большой океан, который отождествлялся старыми греками со всем неизвестным. Вправду, до Платона в старой литературе Атлантида не упоминалась. Зато в «Истории» древнегреческого историка Геродота (484— 425 до н. э.) сохранились сведения о том, что Солон перенял некие законы у египетского фараона Амазиса. А это значит, что Солон все-же был в Египте конкретно в то время, о котором пишет Платон. Непременно, древнегреческий философ пробует превознести Афины: доказывая правдивость собственных политических и философских мыслях, он показывает на неспособность обеспеченного и сильного страны одолеть безупречно организованное и отлично управляемое общество. Как следует, чтоб придать уверительности собственному рассказу, Платон мог привлечь действия недавнешнего прошедшего, как к примеру страшное разрушение, отыскать сведения о котором философу не составляло особенного труда.

Летом 426 г. до н. э. на местности Греции чуток севернее Афин вышло одно из самых сильных землетрясений в истории старого мира. Цунами, вызванное этим массивным землетрясением, опустошило побережье, разрушив часть острова Аталант. В 373 г. до н. э. (за 15 лет до того, как Платон написал свои диалоги) сокрушительное землетрясение с цунами разрушило и затопило обеспеченный древнегреческий полуостров Гелика, что на южном берегу Коринфского залива. Гелика была известна как город Посейдона, 2-ое после Дельф поселение, где произрастал священный лес этого бесжалостного бога морской стихии и землетрясений. Связь меж этими землетрясениями и Платоновой смертью Атлантиды безусловна, а означает, большая часть текста была написана под воздействием недавнешних событий, происшедших на родине философа. Тогда появляется вопрос: если Платон для доказательства собственных слов использовал сведения о бедствиях, случившихся в современной ему Греции, почему он приписал авторство предания египетским жрецам? Непременно, его современники должны были додуматься, что идет речь о землетрясении, происшедшем в районе Афин либо Коринфа, ведь это случилось всего только за полтора 10-ка лет до написания диалогов. Складывается воспоминание, что часть инфы, которой Платон воспользовался при разработке диалогов, была неведома его современникам.

Посреди последних теорий любопытной считается догадка доктора Рэйнера Куена из Вуппертальского института в Германии, выдвинутая в 2004 г. Рассматривая изготовленные со спутника снимки юго-западной оконечности Испании, он нашел куски строений, точно соответственных описанным у Платона. На фото района солевых болот Харизма-де-Хинохос, около Кадиса, видны очертания зданий прямоугольной формы. Их, возможно, когда-то окружали сооружения в виде концентрических колец, остатки которых также можно узреть на фото. Доктор Куен считает, что постройки прямоугольной формы могут быть руинами описанного у Платона серебряного храма Посейдона, также золотого храма, посвященного Посейдону и Клейто. Предположительно, в период меж 800 и 500 г. до н. э. тут вышло разрушительной силы наводнение, что подтверждает версию доктора Куена не об островном, а континентальном месторасположении Атлантиды. Свою точку зрения он разъясняет тем, что при переводе легенды греки спутали египетское слово «побережье» со словом «остров»; и чтоб проверить свою теорию, доктор Куен уповает в ближнем будущем начать раскопки на этой местности. Любопытно, посодействуют ли поиски Атлантиды в районе Геркулесовых столпов в конце концов разгадать эту загадку?

-----------------------------

* Нейт — в египетской мифологии богиня неба, сотворившая мир и родившая солнце. Числилась также покровительницей королев, богиней войны и охоты. Нейт была связана с заупокойным культом, ее изображения с распростертыми крыльями помещались на крышках саркофагов.

** Ливия — древнегреческое заглавие местности Северной Африки, прилегающей к Средиземному морю (к западу от дельты Нила). Азией древнейшие греки называли местность современной Малой Азии.

*** Большая часть ученых считают, что это сплав меди с цинком.

Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"

Похожие статьи: