Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Программка "Интегрированного океанского бурения" (Integrated Ocean Drilling Program — IODP) стартовала ещё в октябре 2003 года, но только сейчас окончены предварительные работы и (в конце июня 2004 года) в море вышла 1-ая научная экспедиция, предпринятая в рамках программки IODP.

До этого, чем поведать об этой экспедиции, необходимо упомянуть, что программка осуществляется совместными усилиями (в финансовом, организационном и умственном плане) южноамериканского Государственного фонда науки, министерства науки и технологий Стране восходящего солнца и евро Консорциума океанского исследовательского бурения при сотрудничестве ряда НИИ, институтов и компаний США, Стране восходящего солнца и Европы.

Как явствует из наименования, исследователей будут заинтересовывать, приемущественно, процессы, идущие под океанским дном. И хотя к истинному времени учёные "провертели" в нём приблизительно две тыщи "дырок" — это капля в море.

Океанская кора, ну и, по большенному счёту, континентальные шельфы тоже, остаются terra incognita для науки.

Данные, приобретенные в процессе программки IODP, как ждут её учредители, посодействуют учёным еще полнее вернуть прошлую историю климата Земли, лучше осознать тектонику плит, вулканов и землетрясений, предпосылки колебаний уровня моря

Возможно, получится выяснить новые закономерности в развитии жизни на планетке (глубоководные био общества также окажутся в поле зрения исследователей).

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Программка IODP — прорыв к тайнам, сокрытым под океанским дном (иллюстрация с веб-сайта jamstec.go.jp).

Не исключено, что в отдельных местах бурильщикам получится в первый раз в мире пробиться к мантии, лежащей под океанской корой. Но об этом — чуток позднее.

А 1-ая экспедиция программки отправилась в округи острова Ванкувер (Vancouver Island) на южноамериканском судне-бурильщике JOIDES Resolution.

Цель — изучить любознательное явление перетекания больших масс воды под океанским дном — по трещинкам и разломам в коре.

Один из таких участков "поддонного" течения и был найден пару лет вспять близ острова Ванкувер.

Приводимый в движение маленькими различиями в температуре и давлении в различных точках ложа океана, также — глубинным теплом Земли, этот гидротермальный поток необыкновенно производителен — за сотки тыщ лет в подземных пещерах под дном океана может побывать вся вода планетки.

Процесс этот затрагивает химию океана, изменяет характеристики конкретно земной коры, оказывает влияние на микробные общества, которые живут ниже дна.

Но, по словам управляющего этой экспедиции — доктора Эндрю Фишера (Andrew Fisher) из института Калифорнии в Санта-Круз (UCSC) — "Мы знаем, что это принципиально, но мы вправду не осознаем довольно отлично, как это работает".

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Схема перетока воды под океанским дном близ острова Ванкувер (иллюстрация с веб-сайта currents.ucsc.edu).

Учёные хотят в первый раз в мире сконструировать на пути такового "поддонного" аква потока ряд скважин с устройствами, которые поставят огромное количество данных о физике, химии и микробиологии трещинок, лежащих на сотки метров ниже уровня дна.

Аппетит приходит во время пищи. Можно для себя представить, какие результаты начнёт приносить новое бурильное судно, постройка и оснащение которого были завершены в Стране восходящего солнца в апреле 2004 года.

Chikyu — это совместное детище Mitsui Engineering & Shipbuilding и Митсубиши Heavy Industries.

По сопоставлению с ветераном подводного бурения JOIDES Resolution свежеиспеченный японский бурильщик — реальный Годзилла.

Длина судна — 210 метров, ширина — 38 метров, водоизмещение — около 58 тыщ тонн.

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Буровая установка Chikyu — это целый завод (фото с веб-сайта jamstec.go.jp).

Но, естественно, самое впечатляющее на Chikyu — это бурильная установка.

Наибольшая длина колонки (общая) составляет 12 км.

А глубина воды в точке, которую судно может бурить, составляет 7 км. Это даёт возможность изучить львиную долю океанского дна.

При всем этом на наивысшую глубину (вода, плюс морские отложения и кора) Chikyu может опускать буры с научным оборудованием и извлекать керны пород.

А на океанских глубинах до 4 км судно может бурить и такие скважины, по которым наверх откачивается какой-нибудь материал (наподобие нефтяных и газовых скважин) — раздробленные породы с водой, донные отложения

Для этого по центру пустотелого бура вниз подаётся вода под большущим давлением, а назад она идёт по наружному кольцевому зазору (буровая колонна представляет собой матрёшку из нескольких труб различного поперечника).

Очевидно, пока судно проводит бурение, оно должно оставаться на месте. Такую стабилизацию можно сопоставить с замудренным танцем.

Для этого у Chikyu есть система навигации GPS и целых семь поворачивающихся водомётных движителей суммарной мощностью практически 11 мегаватт — довольно для противодействия хоть каким течениям и ветрам.

Конкретно на Chikyu создатели программки ложут главные надежды, но к бурению новорождённый приступит несколько позже.

Корабль-дрель дырявит дно мирового океана

Масштаб Chikyu можно представить по этим снимкам (фото с веб-сайтов jamstec.go.jp и iodp.org).

Специалисты именуют IODP одной из самых принципиальных научных программ населения земли, вместе с галлактическими исследовательскими работами Марса, Сатурна и отдалёких звёзд. Ну, а в том, что океан прячет не меньше загадок, чем космос — никого убеждать не нужно.

Но на всякую тайну, даже защищённую океанской корой, как лицезреем, можно отыскать подходящий "бур".

Похожие статьи: