Первый еретик

1-ый еретик

Захи Хавасс и останки Эхнатона. Фото с веб-сайта археолога

Видеоклипы об Эхнатоне:

object width="450" height="360">

 

 

Эхнатон и Нифертити 1

 

Эхнатон и Нифертити 2

 

===========================

Совершенно не так давно в СМИ были размещены результаты генетического исследования мумии Тутанхамона, благодаря которым удалось пролить свет на предпосылки погибели самого известного египетского фараона. Все же, это открытие на время заслонило собой другое, более сенсационное: благодаря той же экспертизе удалось найти мумию знаменитого Эхнатона.

Эхнатон (он же Аменхотеп IV) правил Египтом примерно в 1351 - 1334 годах до нашей эпохи, и его правление было никак не неиндивидуальным. Больше всего он прославился собственной религиозной реформой: первым в истории населения земли он отказался от политеизма и ввел в качестве муниципального культ 1-го бога - Атона, олицетворением которого стал солнечный диск. Сделал он это сначала для того, чтоб лишить власти могущественных жрецов прежнего головного бога, Амона (фактически, 1-ое имя фараона, Аменхотеп, значило "Амон доволен", а новое, Эхнатон, - "угодный Атону"). Прямо за этим Эхнатон перенес египетскую столицу из Фив в основанный им город Ахетатон ("Горизонт Атона", сейчас Амарна).

Более, чем делами, известен Эхнатон и своими родственниками. Супругой фараона была знаменитая кросотка Нефертити. Одну из 6 дочерей Эхнатона и Нефертити звали Анхесенпаатон; она вышла замуж за Тутанхамона. Он стал последующим после Эхнатона египетским фараоном и отменил проведенную тем религиозную реформу. С именованием Тутанхамона связано самое потрясающее открытие за историю археологии: в 1922 году британский египтолог Говард Картер совместно с археологом-любителем лордом Карнарвоном нашли гробницу этого фараона нетронутой, с массой сохранившихся украшений и росписей, также золотым саркофагом и мумией.

Сенсационное открытие 1920-х годов спровоцировало всплеск внимания к этому, как на данный момент признано, ничем в особенности не выдающемуся фараону. Посреди бессчетных легенд, которыми оказалось окружено имя Тутанхамона, оказались, в том числе, и версии относительно обстоятельств его погибели. Тому, от какой заболевания мог умереть правитель, были посвящены бессчетные статьи в суровых мед журнальчиках, а кое-кто, отталкиваясь от видимых повреждений мумии, подразумевал, что Тутанхамон был убит. Эти версии в конце концов решили проверить, используя способы медицины XXI века. "Окончательный диагноз" Тутанхамону поставили в феврале (он уже становился предметом отдельного рассказа). Генетический анализ опроверг версию о насильной погибели; также не подтвердились некие догадки, основывавшиеся на прижизненных изображениях Тутанхамона. Все же, врачи подтвердили, что фараон мучился от целого сонма болезней, одно из которых (вероятнее всего - малярия) и оборвало его жизнь в 19 лет.

Для нашей истории, но, принципиально не это. В процессе генетических исследовательских работ ученые подтвердили то, что подозревали уже издавна: Тутанхамон был не только лишь зятем, да и отпрыском Эхнатона. При всем этом его мамой была не Нефертити, а родная сестра фараона-реформатора. Разумеется, что этот фактор не мог благоприятно сказаться на здоровье Тутанхамона.

Из-за этой сенсационной анонсы в тени оказалась еще одна, более принципиальная. Ученые, работавшие под эгидой египетского Совета по древностям и его управляющего археолога Захи Хавасса, изучили анализы ДНК не только лишь Тутанхамона. Всего генетические пробы были взяты у 16 мумифицированных египтян, меж которыми предполагалось наличие схожих связей. Экспертиза посодействовала найти, какая из царский мумий принадлежит мамы Тутанхамона (ее имя до сего времени непонятно). Но, что еще больше принципиально, ученые подтвердили, что под кодовым именованием KV55, данным по номеру гробницы, в какой мумия была найдена в 1907 году, прячется отпрыск Аменхотепа III и отец Тутанхамона - другими словами сам Эхнатон.

Этот итог стал внезапным для тех профессионалов, которые считали, что покойник KV55 очень молод для Эхнатона. А именно, анализ строения скелета, проведенный скоро после обнаружения гробницы, показал, что мумифицированный человек погиб в 25 лет, в то время как фараон-"монотеист" скончался в свои 40 с излишним. Новый анализ подтвердил, что возраст погибели KV55 совпадает с Эхнатоновым.

1-ый еретик

Скульптурное изображение Эхнатона. Фото с веб-сайта Захи Хавасса

Обнаружение трупа правителя положило конец спорам о его виде. Современные Эхнатону архитекторы изображали его женоподобным, с широкими бедрами, вытянутым черепом и мясистыми губками. Это давало основания полагать, что покойный правитель мучился от редчайших болезней, которые сказались на строении его тела. (Эти догадки, кстати, помогали ученым примирить догадку о том, что мумия принадлежит Эхнатону, с ранешней датировкой времени погибели.) Сегодняшние исследования обосновали, что андрогинный вид фараона - выдумка живописцев; по последней мере, генетической расположенности к совмещению дамских и мужских черт у Эхнатона выявлено не было.

Косвенным доказательством корректности атрибуции останков ученые именуют нехорошую сохранность мумии. Предположительно, труп мог быть по-иному законсервирован из-за хороших религиозных взглядов фараона. Другой предпосылкой нехороший сохранности останков могло было быть агрессивное отношение к покойному со стороны тех людей, которые занимались похоронами.

Так либо по другому, но недочет материала - от Эхнатона, в отличие от его отпрыска, остались только кости, но не мягенькие ткани, - не позволит ответить на вопрос о причинах погибели фараона. Меж тем, эту тайну, кажется, удалось раскрыть в отношении мамы Тутанхамона. На ее мумии были обнаружены следы ударов по голове; по всей видимости, сестра Эхнатона погибла насильной гибелью.

Планируется, что мумия Эхнатона станет основным экспонатом нового музея; его планируется выстроить неподалеку от городища Амарна, некогда - столицы фараона-реформатора, расположенной в 220 километрах к югу от Каира. Музей, в каком кроме Эхнатона будут храниться останки его мамы, королевы Тейе, и безымянной сестры, должен будет привлечь туристов в провинцию Минья, одну из самых бедных в Египте. Не считая того, главный египетский археолог не оставляет собственной главной надежды - отыскать мумию Нефертити. С обнаружением ее жена шансы на это возросли.

Кирилл Головастиков

================================

Эхнатон

[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

О пьесе Агаты Кристи см. Эхнатон (пьеса)

Эхнатон

XVIII династия

Новое королевство

1-ый еретик

Скульптура фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке.

Каирский египетский музей. Египет

личное имя

как Отпрыск Ра

Аменхотеп IV (позже Эхнатон) — фараон Старого Египта, правивший примерно в 1351 — 1334 годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, известный религиозный реформатор, во время правления которого произошли значимые конфигурации в египетской жизни — в политике и в религии. Отпрыск Аменхотепа III и королевы Тейе.

Содержание [убрать]

1 Обстановка сначала правления Аменхотепа

2 Преобразования Эхнатона

2.1 Предпосылки реформ

2.2 Введение культа Атона

2.3 Основание новейшей столицы

2.4 Преследование Амона и других старенькых богов

3 Внешнеполитические дела

3.1 Ухудшение отношений с большими державами

3.2 Анархия в азиатских владениях Египта

3.3 Захват земель царём Амурру Азиру

3.4 Падение Библа

3.5 Междоусобица в Палестине

3.6 Отношение Эхнатона к событиям в азиатских провинциях

4 Конец реформ Эхнатона

5 Амарнское искусство

6 Последствия атонистской революции

7 Семья

8 Значение Эхнатона

9 Современные оценки Эхнатона

10 Библиография

11 Образ в литературе

12 Ссылки

[править] Обстановка сначала правления Аменхотепа

Ещё в юные годы Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы собственной жизни был тяжело болен. В это время, как и в 1-ые годы самостоятельного правления Аменхотепа, на ведение муниципальных дел огромное воздействие оказывала его мама, умная и энергичная королева Тейе.

Сначала правления Аменхотепа, с царями Митанни и Вавилонии существовали дружеские дела. Правитель Митанни Тушратта, прося нового фараона о продлении дружбы меж обоими дворами, рекомендовал ему управляться о интернациональных делах у мамы, и сам просил вдовствующую королеву влиять в подходящем ему смысле на отпрыска. Также вавилонский правитель Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в каком он заверял фараона в собственной предстоящей дружбе. Хеттский правитель Суппилулиума I также написал ему письмо, в каком он сетовал, что не получил ответа на своё 1-ое письмо и добивался, чтоб Аменхотеп IV, подобно собственному папе, был дружен с ним и делал «братские» обязательства. Но Аменхотеп с самого начала правления был недоволен Суппилулиумой I и не ответил даже на его 1-ое письмо, в каком хеттский правитель, видимо, поздравлял египетского царя с восшествием на престол. Видимо, меж Хеттским королевством и Египтом наметились серьёзные разногласия, о которых умалчивал в своём письме Суппилулиума.

[править] Преобразования Эхнатона

[править] Предпосылки реформ

Царствование Эхнатона стало временем неописуемой религиозной реформы, которая потрясла все устои обычного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Предпосылки этой реформы Эхнатона, которую время от времени именуют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Фронтальной Азии и Нубии привёл к необыкновенному обогащению рабовладельческой знати. В особенности обогатилось фиванское высшее жречество. Чрезвычайное усиление фиванского жречества, тесновато связанного со старенькой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало небезопасным для королевской власти.

Не считая того, происхождение Аменхотепа, отпрыска королевы Тейе, которая не принадлежала ни к королевскому дому, ни, может быть, даже и к египетскому народу вообщем, по четким правилам престонаследия лишало этого фараона всякого легитимного права на престол. Погибший отец его, женившись нелегально и обойдя этой свадьбой всех удельных наследниц королевской крови, лишил этим поддержки легитимного права отпрыска. В очах жреческого сословия юный правитель был нелегальным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают догадки, что реформа была нужна для сотворения общей религии для более тесноватого объединения широкой Египетской державы, где в каждом городке почитался собственный бог, часто являющийся агрессивным по отношению к богу другого городка. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

[править] Введение культа Атона

Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, делая упор на неродовитых служилых людей, так именуемых немху (что означало «сироты», естественно, в переносном смысле), выступил против жречества и сначала против жречества головного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесновато связанной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. Чтоб ослабить противника, нужно было лишить его этого идейного воздействия. Поначалу Аменхотеп, по-видимому вытерпел старенькый порядок вещей; на первых монументах собственного царствования он ещё молится Амону. Потом Аменхотеп равномерно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году собственного правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стенок нового храма. Атон изображался в виде человека с головой орла, украшенной солнечным кругом.

На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой — к старенькым богам. Атон был провозглашён царствующим фараоном. Прямо за «воцарением» Атона, резко поменялось его изображение. Прежний образ человека с головой орла, украшенной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной либо королевской змеёй (уреем) впереди и обилием устремлённых вниз лучей с кистями человечьих рук на концах. Таковой метод изображения солнца при полном отказе от его очеловечения наглядно свидетельствует, что за своим божеством фараон признавал только один вид — видимого Солнца. Но, невзирая на такое возвышение Атона, фараон, видимо, ещё не разорвал со старенькым жречеством. В конце такого же 4-го года, уже после «воцарения» Атона, верховному жрецу Амона Маи правитель поручал добычу камня для его (фараона) изваяния в каменоломнях Восточной пустыни.

[править] Основание новейшей столицы

По-видимому, на 6-ом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и скоро добивается апогея. Фараон совместно со своим двором покидает ненавистные и агрессивные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новейшую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати, «Небосклон Атона» либо «Горизонт Атона», сейчас городище Тель эль-Амарна). Несколько ранее фараон переименовывает себя в Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новенькая столица. Там был сооружен большой дворец Эхнатона, построенный в основной собственной части из белоснежного камня. Этот дворец считают наибольшим из всех штатских построек древности. Довольно сказать, что длина восточного фасада официальной части Головного дворца равнялась практически 700 м. Стенки дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы ярко расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и вкраплены цветным фаянсом. Не считая головного дворца в Ахет-Атоне было выстроено ещё несколько дворцов, наименьших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший заглавие «Дом Атона». Он состоял из 2-ух большенных каменных сооружений снутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено домами королевских сановников и необъятными садами.

[править] Преследование Амона и других старенькых богов

К 9 - 10 годам правления Эхнатона относятся 1-ые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы — Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только лишь Амону, да и всем старенькым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех иных богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, может быть, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон отдал приказ везде их уничтожать. В особенности кропотливо стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого больше всего не мог терпеть фараон, также имена Мут и Хонсу — составляющие совместно с Амоном, так именуемую фиванскую триаду. Даже имени отца не пощадил фараон и исковеркал его, истребив его составную часть — имя Амона, либо подменял его личное имя «Аменхотеп» королевским именованием «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтоб избежать правописания с помощью знака коршуна, которым писалось имя богини Мут. Возможно, снаряжались особые ревизии для этой цели. Мучались, хотя и меньше, и другие боги; избегалось и само множественное число «боги».

Зато Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большенными земляными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов – служителей нового культа, преданных фараону-реформатору. Они, как это видно из памятников той поры, были в главном представителями новейшей служилой знати. Абсолютизируя свою власть, Эхнатон довел до крайности культ собственных собственных статуй, которые числились проявлениями его божественной сути.

[править] Внешнеполитические дела

[править] Ухудшение отношений с большими державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли непринципиально. Дела с большими государствами Близкого Востока расстроились. Эхнатон уже не желал посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было необходимо ему самому, как для отделки новых построек, так и для раздачи послушливым сановникам. Вавилонский правитель Бурна-Буриаш II сетовал на то, что его египетский «брат» не один раз отпускал вавилонских послов без ответных подарков, а когда прислал золото, то оно оказалось неполновесным. Заместо золотых изображений, обещанных Аменхотепом III царю Митанни Тушратте и даже показанных его послам, Эхнатон выслал позолоченные древесные. Не чувствуя жесткой руки фараона, распоясавшиеся представители египетской власти в Сирии и Палестине, и тамошние властители нападали на вавилонских негоциантов и грабили их караваны. Дочь вавилонского царя, отданную в супруги фараону, Эхнатон оскорбительным образом послал аккомпанировать всегонавсего 5 колесниц, тогда как при Аменхотепе III вавилонскую царевну, его будущую супругу, аккомпанировали 3 тыщи колесниц. К тому же, Эхнатон заключил дипломатичные дела с Ассирией, что также вызвало недовольство Вавилонии, которая сохраняла свои притязания на верховную власть в Ассирии, хотя издавна её уже не производила. Бурна-Буриаш II в одном из собственных писем даже заявил протест фараону, но безрезультативно. После чего Бурна-Буриаш II порвал альянс с Египтом и начал ориентироваться на агрессивное ему Хеттское королевство. А дела Эхнатона с митаннийским царём испортились так, что, как пишет правитель Библа Риб-Адди фараону, Тушратта двинул свои войска на Финикию, но отступил вследствие недочета воды.

[править] Анархия в азиатских владениях Египта

Вобщем, логично, что Эхнатон не достаточно хлопотал о поддержании добрососедских отношений с большенными королевствами Близкого Востока, если его не очень тревожила даже опасность утраты значимой части собственных сирийских владений. При содействии, изменивших египетскому фараону, царя Амурру отпрыска Абди-Аширты, Азиру и князя Кадеша Айтакамы, хетты обуяли равниной Амки (в равнине Оронта, южнее Кадеша). Три верных вассальных князя из примыкающих областей выступили против их, чтоб возвратить фараону утраченные земли, но были встречены Аитакамой во главе войска хеттов и отброшены вспять. Все трое немедля написали фараону о смуте и сетовали на Аитакаму. А сам Айтакама в свою очередь винил Бириавазу, правителя Дамаска, который окружил себя отрядами хапиру, отнял у него землю и опустошил городка.

[править] Захват земель царём Амурру Азиру

Азиру, тем временем, продолжал расширять свои владения в Амурру. Достаточно длительный период ему удавалось выдавать себя за заступника интересов фараона. Он захватил Тунип, который к тому времени уже попал под воздействие Митанни, и схожая акция, может быть, была одобрена наместником Эхнатона в провинции Амурру. Потом Азиру захватил финикийские и северо-сирийские прибрежные городка прямо до Угарита, причём убил их царей и присвоил для себя их имущество. Когда хетты продвинулись в Нухашше, Азиру в союзе с ними взял Нийа и убил его царя. Поняв свою силу и чувствуя за собственной спиной поддержку хеттского царя Суппилулиумы I, Азиру двинул свои отряды против резиденции египетского наместника в Амурру, городка Симиры, осадил её, в союзе с флотом городка Арвада, и стремительно довёл до отчаянного положения. Правитель Сидона Зимрида тоже отпал от Египта, заключил альянс с Азиру и двинулся на Тир, правитель которого Абимилки немедля пишет Эхнатону, умоляя о поддержке. Правитель Библа Риб-Адди также слал письмо за письмом к фараону с просьбами о помощи. Эхнатон, в конце концов, поручил нескольким египетским уполномоченным ознакомиться с положением Симиры, но им ничего не удалось сделать и город пал. Азиру убил местного египетского наместника и, разрушив город, получил полную возможность двинуться на Библ. Риб-Адди, приведенный в кошмар случившимся, пишет фараону, сообщая, а именно, что египетский резидент в Кумеди, в Северной Палестине, находится в угрозы. Но Азиру, который имел влиятельных друзей при дворе Эхнатона, смог оправдаться перед фараоном. Последнего успокоили обещания Азиру платить ему такую же дань, которую вносили оккупированные им городка, и он не воспринимает мер.

[править] Падение Библа

Планы мятежных царьков были настолько умело замаскированы, что египетские резиденты, по-видимому, не знали, кто верные вассалы, а кто сокрытые мятежники. Так, Бихуру, египетский наместник в Галилеи, не понимая дела Библа, отправляет туда собственных наёмников-бедуинов, которые избивают всех его защитников. Риб-Адди, положение которого ещё более усложнилось восстанием городских жителей, вызванным нравным поступком египетского резидента, едет в Берит, находить поддержки у местного правителя Аммуниры. Но, возвратившись в Библ, находит там ворота запертыми, потому что его брат захватил во время его отсутствия власть в свои руки, и выдал его малышей Азиру. Аммунира, правитель Берита, какое-то время ещё притворялся другом Египта, но, в конце концов, совместно с правителем Тира Абимилки примкнул к Азиру. А сам Азиру разорвал всякие дела с Эхнатоном и уже открыто перешёл на сторону хеттского царя Суппилулиумы I. Риб-Адди всё же удалось захватить Библ, и он ещё некое время задерживал его. Но город, в конце концов, пал, а Риб-Адди, видимо, был убит.

[править] Междоусобица в Палестине

В Палестине, как писал Эхнатону правитель Иерусалима Арад-Хепа, правители Сихема, Гезера, Лахиша, Аскалона заключили альянс с хапиру и стали агрессивны Египту. Необыкновенную опасность он отмечал в действиях правителя Сихема Лабайи, который, вступив в согласие с людьми «са-газ» (хапиру), стремился расширить свои владения. При их поддержке Лабайа захватил несколько городов в Йизреэльской равнине. Для оказания противодействия Лабайе правители ряда городов-государств Палестины слились, в итоге чего Лабайа не сумел взять Мегиддо и попал в плен к правителю последнего Биридийа. Последний передал его правителю городка Акки, чтоб тот выслал его морем в Египет. Но за выкуп Лабайа был освобожден, но скоро умер в сражении в равнине Йизреэля. Милкики, правитель Гезера, продолжил политику Лабайи, в союзе с отпрысками последнего. Союзники на севере боролись против Мегиддо, а на юге выступали против Арад-Хепы.

[править] Отношение Эхнатона к событиям в азиатских провинциях

Эхнатон, занятый собственной утопической реформой, не желал, либо не мог отправить довольно войск, чтоб удержать азиатские владения Египта. Он ограничивался опасностями и полумерами, а то и совсем оставался глух к мольбам собственных сиро-палестинских верноподданных, даже, о посылке хотя бы маленького числа воинов из Египта. Невзирая на бездействие фараоновских властей, большая часть царьков, видимо, очень скомпрометировавших себя сотрудничеством с египтянами, сохранили верность Эхнатону, но власть их была некрепкой, и они погибали в борьбе с неприятельскими властителями и, частично, с своими подданными. Египет терял не только лишь интернациональный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями XVIII династии, да и экономическое могущество, так как все эти неурядицы очень уменьшили поступление вещественных ценностей из провинций.

[править] Конец реформ Эхнатона

Росло недовольство и в Египте. Сейчас, не только лишь жрецы и знать, да и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с помощью их со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, в конце концов, недооценивать и значение идейного фактора. Люд за многие столетия привык к своим богам, веровал в их, и, естественно, никакие декреты и административные меры не могли приневолить его отрешиться так стремительно — в течение пары лет — от религии протцов. Эхнатон оказался в изоляции. В первый раз в истории Египта, чтобы удержаться на престоле, он обязан был прибегнуть к помощи наемников, вероятнее всего жителей Эгейских островов.

Правда, по неким намёкам, очень смутным и неопределенным, можно представить, что в последние годы правления под воздействием мамы королевы Тэйе, либо просто поняв надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от последнего ригоризма и пошёл на некие уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной супругой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Потому что, начиная с 15-го ода правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именованием фараона, хотя точно понятно, что она была живая и после погибели Эхнатона.

От собственной супруги Нефертити, новым именованием которой, связанным с Атоном было Нефер-нефру-Атон (Наф-нафра-Йати, букв. «Прекрасна краса Атона») Эхнатон имел 6 дочерей. Старшая дочь Меритатон на 15 году правления отца была выдана замуж за принца Семнехкара. 2-ая – погибла в детстве, а 3-я дочь Анхесенпаатон стала потом супругой Тутанхатона.

Эхнатон правил более 17 лет, последний узнаваемый год его правления – 17-ый. Происшествия его погибели неопознаны. В уединенной равнине, в нескольких километрах на восток от собственной новейшей столицы, он был погребён в гробнице, высеченной им в горах себе самого и для всего семейства, и где уже покоилась его 2-ая дочь Макетатон.

[править] Амарнское искусство

Бюст Эхнатона в музее Сан-Хосе.Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старенькых канонов искусства, вырабатывался новый, более живой художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон сделал подходящий климат для развития искусств совсем необычного стиля, сочетавшего динамику, упругость линий и эмоциональность, что совсем не совпадало с предшествующим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил заглавие «Амарнского». Амарнское искусство типично сначала близкими к реальности изображениями не только лишь фауны и флоры Египта тех пор, да и правящих особ. Изображения фараона и его семейства как и раньше крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную фигуру и своеобразную форму черепа, передавшуюся по наследию его дочерям. Правитель стает не в виде воина-завоевателя либо укротителя одичавших животных, охотника, но папой, супругом. Его нередко изображают с дочерьми на коленях, лаского обнимающим супругу, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Любимой темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал ежедневный быт царя и его семьи — супруги, известной Нефертити (Нефернефруатон), и бессчетных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им знаки жизни и властвования. В первый раз в египетском искусстве возникают светские образы царя (кресты анх) и королевы, изображенных в светской и непосредственной обстановке. Амарнскому искусству характерна чрезмерная реалистичность, периодически переходящая в натурализм. Ярким примером искусства амарнского периода числятся скульптурные изображения королевы Нефертити, обычно приписываемые королевскому архитектору по имени Тутмос Младший, черепок с именованием которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

К огорчению амарнский период продолжался недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После погибели царя город с его храмами и мастерскими был заброшен и оказался засыпан песками пустыни.

[править] Последствия атонистской революции

Но новый культ повстречал сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл инноваций и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был супругом старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, может быть, отпрыском царя и одной из его младших жен — королевы Кийи. Спустя два года престол перешёл к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под воздействием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества молодой правитель отрешается от лжи собственного предшественника, воспринимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был равномерно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и перевоплотился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в какой с этого момента Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городках Египта; строительные куски с именованием царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

[править] Семья

Супруги Эхнатона — Нефертити и Кийа, дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Отпрысками Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.

[править] Значение Эхнатона

Эра Амарны стала временем сотворения умопомрачительных шедевров египетского искусства, оказавших существенное воздействие на предстоящее развитие египетского искусства, посреди которых особенного упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской архитектора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы королевской гробницы в восточных горах Амарны и, в конце концов, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала ликвидирования в годы реставрации, последовавшей за гибелью фараона-еретика, часть, как, к примеру, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и применена в качестве каменной «набивки» для более поздних строительных сооружений в Фивах. Непременно, необходимо подчеркнуть, что Амарна стала переломной эрой и для египетской словесности: новоегипетский язык с сих пор совсем теснит более старый среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в каком просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая обширное распространение в Египте во 2-ой половине Нового королевства.

В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, напротив, была воспринята воинственно. В собственных действиях правитель опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а поэтому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование 2-ух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к конечной деградации королевской власти и падению Нового королевства.

[править] Современные оценки Эхнатона

Сущность преобразований Эхнатона не полностью ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим либо очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально понятно её поклонение Одному Богу, а атонизм является древним (либо одним из древних вместе с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта догадка, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных последующих спекуляций, устанавливающих прямые связи меж Эхнатоном и Моисеем, прямо до их отождествления.

Посреди схожих взглядов стоит упомянуть точку зрения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и классической религии старых евреев. Сейчас эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, меж иным, что Моисей не только лишь схож Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Красивого, отождествлённого с вельможей Юей.

В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по последней мере, в 1-ое десятилетие его правления, кроме Атона — видимой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против свойства атонизма как монотеизма выступают многие спецы по эре Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

Но и мировоззрение, что не существует никаких связей меж атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи охарактеризовывают атонизм как протомонотеизм либо генотеизм — предпочтение одному из божеств.

Личность Аменхотепа IV противоречива, потому у египтологов не существует одного представления относительно мотивов и нрава фараона-реформатора — диаметрально обратные свойства Эхнатона даются нередко в рамках 1-го исследования. Фараона изображают то безупречным правителем, мудрейшим и дружелюбным человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами муниципального деятеля, то сумасшедшим фанатиком. А именно, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых ожесточенных египетских властелин, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор давней традиции».

Исследователи приводят натуралистические стихи, магические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона завлекает такие разумы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

В деятельности Величавого Эхнатона лицезрели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ подменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожирелым и с двойным подбородком. Юродствует, не хотя обожествления. Эхнатон лицезреет себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новейшей настоящей религии, верховным жрецом веры в Одного Бога».

«Эхнатон совершает революцию в сознании

Похожие статьи: