5 древнейших храмов Москвы

1-ый каменный храм Москвы, Успенский собор на местности Кремля, был заложен в 1326 году. Строили по виду Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, 1-ый каменный храм столицы не сохранился: уже через полтора века 1-ый Успенский собор пришлось разобрать за ветхостью. В XIV веке Русь медлительно подымалась после Батыева разорения, обучаться серьезному строительству, как и многому другому, приходилось практически поновой.

К концу XV века в Москве все еще не водилось каменных домов, но каменных храмов было уже в достатке. Сохранились единицы - для их подсчета в прямом смысле хватит пальцев одной руки. К тому же не все доступны для посещения. Все же, одним перечнем: 5 древних храмов Москвы, дошедших до нас стопроцентно либо отчасти.

1. Кремль. Благовещенский собор

Имеющийся девятиглавый собор был построен в конце XV - начале XVI веков, но в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет - древний строительный монумент Москвы. Чтоб его узреть, нужно войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверцей размещается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, на этот момент она закрыта на реконструкцию.

Подклет играл роль княжеской сокровищницы, потом выросшей до габаритов Казенного двора, занимавшего площадку меж Благовещенским и Архангельским соборами. Это очень агрессивная сводчатая постройка, выложенная из огромных, нерегулярных блоков белоснежного камня. Возможно, похожую фактуру имели и стенки первого каменного кремля Москвы.

Благовещенский собор был стопроцентно перестроен в 1410 году. От этого, второго по счету, собора уцелела только нижняя часть апсид с одним окном и необыкновенными треугольными лопатками, также огромное количество обломков резного декора, найденных исследователями при продолжающейся доныне реставрации собора.

Не считая резьбы, были найдены куски фресок, выполненных при участии Андрея Рублева. Куски маленькие, но очень принципиальные: спрятанные в забутовке осколки никогда не записывались и не выгорали - по ним можно судить о начальной политре рублевских росписей.

А еще подклет известен старыми граффити, изображающими некоторое культовое сооружение ступенчатой формы. По романтичной версии, это предварительные эскизы итальянских зодчих, приступавших к строительству самого Ивана Величавого.

2. Кремль. Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях

Белокаменный храм во имя Рождества Богородицы, заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Столичной в 1393 году. Предположительно, в память Куликовской битвы: дата схватки совпадает с посвящением храма.

В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал высшую часть церкви, чтоб возвести новый кирпичный храм, а старая белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила заглавие церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особенной палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В предстоящем нижняя церковь была позабыта, о ней вспомнили только при реставрации дворца посреди XIX века.

Невзирая на утраты, «зело чюдная» церковь отлично сохранила интерьер основного места с 4-мя круглыми столбами, фигурными нишами и слуховыми окошками, лестницей на хоры, внутристенными тайниками, также великодушным килевидным порталом западного фасада.

Древний храм Москвы находится на закрытой местности. Все, что может узреть обыденный гость - одинокий золотой купол со стороны Оружейной палаты. Невзирая на то, что реставраторы работали тут в 1920-х, 1950-х и 1990-х годах, исследование монумента не окончено до сего времени. В 2011 году вышла 1-ая подробная научная публикация, посвященная Рождественской церкви.

3. Спасский собор Андроникова монастыря

Летописи не сохранили четкой даты строительства этого необычного храма, а исследователи называли различные даты - от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский гласил: «этот стройный и превосходный монумент разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранешней Москвы». «Разительность» может означать, что храм или обогнал свою эру, или был итогом предыдущих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века.

Спасский собор неоднократно перестраивался, его сегодняшний вид - итог реставрации 1959-61 годов. Критики считают, что восстановленная глава могла быть обширнее, а как следует, вид собора был бы более «мужественным», что типично для памятников той эры. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно полагать, что уникальным могло быть не только лишь конструктивное решение монумента, да и его образ.

На откосах заложенных алтарных окон реставраторы нашли орнаментальные росписи - все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но четкое место погребения непонятно.

4. Кремль. Успенский собор

Имеющееся здание Успенского собора выстроено известным итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и дальше - в 3-ий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола.

Ограниченный на самом деле план, направленный заказчиком на владимирский Успенский собор XII века, Аристотель смог перевоплотить в одно из самых ярчайших событий в истории российской архитектуры. При наружном соблюдении канонического прообраза, здание является совсем новаторским в деталях. Это и внедрение кирпича вместе с камнем (1-ый кирпичный завод в Москве основан конкретно Аристотелем), и необыкновенно тонкие своды, и не по привычке открытое, «зальное» внутреннее место. Вначале храм смотрелся еще больше просторным, так как место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас практически без конфигураций.

В протяжении веков Успенский собор оставался основным храмом Рф и служил местом коронации государей и погребения патриархов. Он украшен стенописью XVII века, шикарными паникадилами XIX века, прекрасным собранием старых икон и иными рукотворными диковинками. Такими как резная древесная сень над королевскими местом Сурового, либо шатер кружевного литья (1624) над могилой патриарха Гермогена.

5. Кремль. Церковь Ризоположения

На 5-ое место в «рейтинге» столичных древностей могут претендовать два монумента. Какой-то из них - белокаменная церковь Трифона в Напрудной слободе. Споры о времени ее постройки ведутся до сего времени, разброс датировок - от середины 1470-х до середины XVI века.

Так что надежнее тормознуть на втором адресе: кремлевская церковь Ризоположения документально датируется 1484-85 годами. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавнешние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но посреди XVII столетия сударь пожаловал патриарху Никону новый двор (до этого принадлежавший Годунову), а старенькый совместно с Ризоположенской церковью отошел к женской половине королевского дворца.

Понятно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть только отдельные элементы, всераспространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Разумеется, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по столичным правилам. Маленькая церковь, увенчанная узким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громадину Успенского собора, точно как и 530 годов назад. В ее стенках открыта выставка древнерусской древесной статуи.

Александр Можаев, Архнадзор

Похожие статьи: