Секретное оружие

Марина Николаева, журналист

В сражении с турками Наполеон стал свидетелем того, как лошадь спасла будущего маршала Франции Мюрата, и с тех пор его не покидало желание завладеть лучшей европейской породой - гордостью венского королевского двора.

Мы подъезжали к знаменитому Хофбургу (Бургу,  как зовут его австрийцы) - одной из самых известных достопримечательностей Вены. Но вместо радостного ожидания я, признаться, испытывала некое раздражение.

Во-первых, будучи в австрийской столице проездом, я не попадала на вечернее представление Венской испанской школы верховой езды (Spanische Reitschule). Даются они раз или два в неделю, и билеты нужно заказывать заранее. Возможность посетить тренировку и Музей липиццанеров утешала лишь в некоторой степени. Во-вторых, гид уже несколько раз произнесла: «Липиццанеры - лошади белой масти». Не бывает лошадей белой масти! Белый окрас - да, но это что-то вроде ранней «седины»... Рождаются жеребята вороными, гнедыми, чубарыми, а вырастают белыми. Но и в этом случае в студбуках пишут «лошадь серой масти».

Как известно, ошибаясь в малом, ошибешься и в большом. Поэтому заученный монолог из имен архитекторов, скульпторов, императоров, дат построек и битв, определений стилей Бурга - дворца, разросшегося до размеров небольшого средневекового города, - слушала вполуха. До тех пор, пока речь не зашла о Зимнем манеже.

Проходим через главные ворота. Одна площадь, вторая, и вот оно - пышное, со всеми положенными барочными украшениями белоснежное здание, как нельзя более подходящее по стилю самой «барочной» из лошадей - липиццанеру. Крепко сложенные, невысокие, липиццанеры удивительно гармоничны по силуэту, исключительно пластичны. Добавьте к этому ум и благородство, природный артистизм и добронравие (липиццанер сам следит, чтобы всадник не упал с него), абсолютный музыкальный слух, и станет понятно, почему именно этих лошадей считают национальным достоянием Австрии и символом школы.

 Парадный выезд

Великолепный и торжественный Большой зал Зимнего манежа, с хрустальными канделябрами, галереей из коринфских колонн, не всегда использовался только для тренировок. Здесь состоялся свадебный ужин Наполеона с Марией Луизой, выступал Бетховен, проходили балы Венского конгресса, первое заседание революционной Конституционной ассамблеи.

А сейчас выезжают всадники... Одеты, как и на вечернем представлении,  в коричневые мундиры с двумя рядами латунных пуговиц, белые замшевые бриджи и перчатки, высокие черные сапоги, разве что треуголки без позумента да лошади без золотых оголовий.

Идет работа в руках, в седле, на корде. Лошади, словно для собственного удовольствия, легко и непринужденно выполняют классические элементы выездки - пиаффе, менку ног, пассаж. Этому их учат после того, как поставят шаг, рысь и галоп, на­учат двигаться собранным аллюром. Затем настает черед для более сложных упражнений, идет работа над прыжками: левада, крупада, каприоль. Выучка занимает годы, минимум - восемь лет. Методичная, неторопливая, с бесконечными повторами ежедневная тренировка длится не больше 45 минут. В школе считают, что за это время лошадь не устает и сохраняет интерес к происходящему.
И, конечно, совершенно не допускается малейшая грубость, даже повышение  голоса, это наносит непоправимый вред природному таланту лошади.

Одновременно проходят обучение и всадники, по тому же принципу: от простого к сложному. Тренировки ведутся и на подготовленных, и на молодых лошадях (отработка аллюров). С каждым занимаются два тренера из выступающих берейторов. Работа нелегкая. Только на освоение правильной посадки уходит год... А упражнения высшей школы ученик способен выполнить лишь через несколько лет (в зависимости от способностей: от двух до четырех), и то на уже готовой лошади. Ему же доверят обучение липиццанера лишь лет через шесть.

Но учеба на этом не заканчивается, она длится до тех пор, пока берейтор способен сидеть в седле.  «Высшая школа верховой езды как мудрость жизни - она приобретается в зрелом возрасте», - писал один из обер-берейторов Испанской высшей школы.

В школу на конкурсной основе (поскольку единовременно могут обучаться классической выездке не более четырех человек) принимаются молодые люди, достигшие 18-летнего  возраста. Предпочтение отдается тем, кто не знаком с верховой ездой и обладает подходящими психофизическими дан­ны­ми - спокойным, но твердым характером, небольшим ростом и длинными ногами (разумеется, это далеко не все критерии отбора). Сейчас, впервые за всю историю школы, в ее стенах тренируются две девушки. Не потому, что школьный устав ранее запрещал принимать женщин, просто желающих не было.

Кстати, поступление не является гарантией окончания курса. Требования и нагрузки столь суровые, что даже после нескольких  лет обучения можно вылететь. Наверное, именно строгость в сохранении традиций классической верховой езды и позволили Испанской школе возвести ее в ранг настоящего высочайшего искусства, где главное - абсолютная гармония всадника и лошади.

В свое время от выучки и понимания лошади зависела жизнь всадника, ведь выездка была практическим боевым искусством. Представьте окруженного противником конного воина... Казалось бы, положение безнадежно, но нет - лошадь совершает прыжок вперед и вверх, при этом нанося сильнейший удар задними ногами по врагу. Путь свободен!

А выполнила она элемент высшей школы выезд­ки - каприоль. Большинство элементов использовалось для защиты всадника или помогало уклониться от удара холодным оружием. Да и слаженность действий кавалерии во многом зависела от выезженности лошадей. Поэтому к середине XVI века национальные школы верховой езды возникают по всей Европе - французская, английская, русская... Старейшая из них - Испанская школа в Вене.

 Немного истории

Дата основания  школы - 1562 год, первоначальное расположение - Клабург, первых лошадей завезли из Испании, отсюда и название. Предназначена она была для обучения верховой езде членов императорской семьи, высшей аристократии. Изначально допускалась и выучка собственных лошадей, но с течением времени неизменным стало правило: в манеже только жеребцы-лепиццанеры школы. Постепенно круг обучаемых всадников расширился, но всегда оставался элитарным. Переезд в здание Зимнего манежа совпал с возникновением традиции конных выступлений при дворе в сопровождении оркестра. Собственно, они и спасли школу после 1918 года: исчезновение монархии могло привести и к исчезновению императорской школы выездки. Но обер-берейтор Мориц Херольд открыл ее двери и пригласил публику насладиться конным балетом под знаменитые вальсы Штрауса...

И теперь поездка в Вену для многих просто немыслима без посещения Испанской высшей школы верховой езды. Даже если не удается попасть на вечернее представление. А для берейторов школы остается девизом высказывание одного из самых выдающихся ее руководителей Алоиса Подгайского: «Всадник должен чувствовать, что он является частью своей лошади».

 NB!

Липиццаны получили свое название от местечка Липицы, где эрцгерцогом Карлом в 1580 году был основан конный завод, ставший родиной этой породы, выведенной путем скрещивания испанских, арабских и берберских лошадей. Сейчас конезавод находится на территории Словении, близ итальянского Триеста. А липиццанов для школы разводят на Австрийском национальном конезаводе в городе Пибер под Грацем (Земля Штирия).

 Старинный конезавод в Липицах (территория современной  Слове­нии) - гордость Австрийской  империи - в конце XVIII века не раз оказывался в опасности. Несмотря на то что, скрывая от Наполеона, лошадей не раз перемещали, французу все-таки удалось на некоторое время завладеть липиццанерами. В этот период производителем на заводе даже был арабский скакун Бонапарта по кличке Везир.

 Каприоль - самый эффектный и самый трудный для исполнения элемент классической высшей школы верховой езды «над землей».  В кавалерийской схватке всадник мог заставить свою лошадь нанести противнику сильнейший удар копытами резко выпрямляющихся в воздухе задних ног.

 Искусство выездки насчитывает более двух тысяч лет истории. Впервые ее начали практиковать в военных целях еще древние греки, а положил основу классическому искусству верховой езды трактат мыслителя и полководца Ксенофонта.

 Пиаффе (от фр. piaffer - «приплясывать», «бить копытом землю») - похожее на рысь, высокое пружинистое движение на месте, крайне укороченное и собранное. При этом задние ноги подводятся вперед настолько, чтобы копыто отталкивающейся и поднимающейся вверх задней ноги находилось точно под ребром.

 Крупада (по-фр. Croupade) - лошадь прыгает вертикально вверх, поджимая ноги, затем приземляется обратно на место отталкивания, прыжок на месте. В настоящее время упражнение исполняют только во время показательных выступлений Испанской и Сомюрской школ высшей верховой езды.

 Липиццанеры - яркая «лошадиная» иллюстрация к «Гадкому утенку» Андерсена. К году они  совершенно нескладные и неуклюжие и только годам к трем превращаются в элегантное, изысканно красивое существо. Весь этот период они проводят подальше от людских глаз на альпийских лугах. Может, чистейший воздух, вода, свобода передвижений и делают их малоподверженными болезням, уравновешенными и здоровыми до преклонного возраста.

 Костюм наездника включает в себя черную двууголку с полосой золотого галуна, приталенный двубортный китель кофейного цвета, галифе из оленьей кожи и ботфорты, закрывающие голени.

 Левада - лошадь встает на задние ноги под углом 30° к земле. Передние конечности при этом согнуты, предплечья находятся почти в горизонтальном положении, копыта передних ног приближены к локтевым суставам. Из положения левады выполняются многие прыжки.

Похожие статьи: