В Южной Корее найден самый крупный в мире след птерозавра

Палеонтологи из корейского Национального Исследовательского Института Культурного Наследия (National Research Institute of Cultural Heritage) сообщили об обнаружении в провинции Северный Гьеонсан (North Gyeongsang Province) огромного следа летающего ящера - птерозавра. След был найден во время раскопок в отложениях мелового периода около горы Гануи (Gunwi).

След трехпалой лапы птерозавра имеет длину 35,4 сантиметра и ширину 17,3 сантиметра. Этот отпечаток лапы был оставлен летающей рептилией на влажной глине в середине мелового периода, 90-100 миллионов лет назад. След был занесен осадками, глина окаменела и отпечаток сохранился до наших дней.
Интересно, что предыдущие рекордные по размерам окаменевшие следы птерозавров тоже были найдены в Корее семь лет назад, в 2002 году. Тогда палеонтологи обнаружили целые следовые дорожки птерозавров. Отпечатки передних лап этих животных имели размеры 33 на 11 сантиметров, а следы задних лап – 35 на 10,5 сантиметров. Какому именно виду птерозавров принадлежали те следы, определить пока не удалось и палеонтологи выделили их в так называемый ихнород (от греческого слова "ichnos" - "след") Haenamichnus, как это обычно и делается в подобных случаях.

Скорее всего, новый след тоже придется выделять в ихнород, так как вероятность обнаружения рядом с ним костей птерозавра очень мала. Сопоставление следов с конкретными видами вымерших животных – одна из сложнейших проблем палеонтологии. Крайне редко следовая дорожка ведет к сохранившемуся скелету. Чаще всего палеонтологи находят следы отдельно от окаменевших костей, к тому же, при обнаружении следов нет никакой уверенности в том, что хотя бы один скелет представителя этого «наследившего» вида уже известен науке.

Но эти сложности касаются только детальной классификации - по родам и видам. Для более крупных групп животных ситуация значительно проще. След амфибии довольно легко отличить от следа рептилии, а след летающего птерозавра сложно спутать со следом сухопутного динозавра. Так и в этом случае – никаких сомнений в том, что найденный след оставлен именно птерозавром, у палеонтологов нет. Это подтвердил и известный специалист по следам мезозойских рептилий Мартин Локли (Martin Lockley) из Университета Колорадо в США (University of Colorado), которому корейские палеонтологи показали отпечаток.

Птерозавры, возникшие в триасовом периоде и вымершие в конце мела, были первыми позвоночными, научившимися летать. Палеонтологи подчеркивают, что птерозавры – не динозавры, это родственная динозаврам, но все-таки совершенно отдельная группа рептилий. Среди птерозавров были и крошки размером с воробья и гиганты, достигавшие 12 метров в размахе крыльев. Некоторые палеонтологи даже сомневаются в том, что эти гиганты вообще могли подниматься в воздух. Впрочем, никто не сомневается в способности к полету мелких и средних птерозавров. Не так давно во Франции палеонтологам удалось обнаружить следы, оставленные птерозавром во время приземления. А в Китае нашли скелет птерозавра, который при жизни был покрыт шерстью. Эта находка свидетельствует о том, что птерозавры могли быть теплокровными существами – ведь шерсть нужна для теплоизоляции и холоднокровному животному она ни к чему.

Корейские палеонтологи хотят продемонстрировать обнаруженный ими крупнейший след птерозавра на 69 ежегодном Конгрессе Общества Палеонтологии Позвоночных (69th Annual Meeting of the Society of Vertebrate Paleontology), который должен пройти в конце сентября в английском городе Бристоль.

На фото – крупнейший след птерозавра, обнаруженный в Корее. Кругами обозначены отпечатки пальцев и когтей. Фото с сайта english.chosun.com