Пчела и пыльца орхидеи в янтаре

Пчелу с грузом пыльцы на спине обнаружили учёные в куске янтаря эпохи миоцена. Как утверждает Сантьяго Рамирес (Santiago R. Ramirez), биолог из Гарвардского университета (Harvard University), вместе с коллегами изучивший находку, в ней им попался образец пыльцы древнейшей орхидеи.

Учёные постоянно обнаруживают в янтаре самые невероятные древности: то старейших пауков, то их паутину, то лягушек. А на этот раз они нашли довольно интересное насекомое — представителя вымершего вида пчёл Proplebeia dominicana, не имевших жала. Однако внимание исследователей привлекло не само существо, а то, что оно несло на спине — поллинарий орхидеи.

Биологи выяснили, что в образце содержится превосходно сохранившаяся пыльца орхидеи вида Meliorchis caribea (также вымершей). Проанализировав её, учёные смогли уточнить некоторые детали касательно эволюции орхидей.

Так, сопоставив полученные данные с результатами других исследований, удалось выяснить, что самый "молодой" общий предок всех орхидей существовал в период с 76 по 84 миллионов лет назад. Кроме того, с помощью косвенных методов получено подтверждение того факта, что особенно бурная эволюция орхидей началась за глобальным K-T вымиранием, после которого количество их видов резко увеличилось и к настоящему времени достигло 25-30 тысяч.

Исследователи также обратили внимание на расположение пыльцы на теле пчелы. Это очень необычная деталь: как правило, пыльца прилипает ко рту современных пчёл, собирающую её с орхидей того же семейства. Однако у найденной особи она прилипла к спине. Это говорит о том, что цветок Meliorchis caribea имел такую форму, что для сбора его "урожая" пчеле приходилось забираться в него целиком.

Само собой, находка интересна и тем, что представляет собой прямое доказательство взаимодействия растений и опыляющих насекомых в ту эпоху.

Фото: этот кусочек янтаря датируется 15-20 миллионами лет (фото Santiago R. Ramirez)