Астрофизики смоделировали вымирание динозавров

Взрыв сверхновой в 1987 году в Большом Магеллановом облаке, который был виден невооруженным глазом, произошел на расстоянии 169 000 световых лет от Земли

Ученые из NASA и Канзасского университета (США) подкрепили гипотезу о том, что массовая гибель земной фауны сотни миллионов лет назад была вызвана близким взрывом сверхновой звезды, построенной ими же атмосферной моделью гибели всего живого.

Есть мнение, что причиной гибели динозавров, трилобитов и массы других видов животного царства стал поток жесткого гамма-излучения, пролившегося на Землю вскоре после рождения очередной сверхновой звезды в окрестностях Солнечной системы. Возможно, причиной катаклизма действительно была именно сверхновая, однако механизм ее воздействия был более опосредованным, решили исследователи.

Согласно модели, построенной учеными из NASA и Университета Канзаса, волне гамма-излучения, возникающей при близком взрыве сверхновой звезды, требуется всего десять секунд, чтобы уничтожить половину озонового щита планеты, на восстановление которого уйдет не менее пяти лет. Пока озоновый слой будет восстанавливаться, ультрафиолетовое излучение от нашего Солнца убьет значительную часть сухопутных живых существ, основательно повредит пищевую цепочку и, таким образом, станет причиной по-настоящему массового вымирания, пишет PhysOrg.

Погибнет сухопутная растительность, водоросли и планктон, лежащие в основании пищевой пирамиды мирового океана. Выживут лишь морские глубоководные организмы, не поднимающиеся на поверхность воды, но и их популяция будет основательно прорежена неожиданным катаклизмом.

Согласно расчетам ученых, опубликованным в журнале Astrophysical Journal Letters, мощные выбросы гамма-излучения в пределах нашей Галактики — явление относительно редкое. Тем не менее исследователи убеждены, что в течение последнего миллиарда лет вблизи Земли должен был произойти как минимум один такой выброс.

По мнению доктора Адриана Мелота (Adrian Melott) из Канзасского университета, всплеск гамма-излучения, произошедший в радиусе шести тысяч световых лет от Земли, оказал бы разрушительное воздействие на жизнь планеты.