Подвиг Маринеско

Загадки истории - Подвиг Маринеско

«Подводная лодка „С-13“ под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско 30 января 1945 г. потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер „Вильгельм Густлов“ водоизмещением в 25 484 тонны, на борту которого находилось более 6 тыс. человек. Подошедшие в район потопления крейсер „Адмирал Хиппер“, миноносцы и тральщики не могли уже оказать транспорту никакой помощи. Опасаясь атак российских лодок, они поспешно отошли на запад.

9 февраля та же подводная лодка „С-13“ потопила пароход „Генерал Штойбен“ водоизмещением в 14 660 тонн. За боевые успехи в этом походе подводная лодка „С-13“ была награждена орденом Красного Знамени.»

Вот и все, что говорится о достижениях Маринеско в «Истории Великой Российскей Войны Российского Союза 1941-1945». Следует навести внимание на слова «6 тыс. человек» и «пароход». А вот что написал в своем опусе «Капитан дальнего плавания» (изд-во «Советский Писатель», 1984) политрук А. Крон:«30 января 1945 года подводная лодка „С-13“ под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила в районе Штольпмюнде большой лайнер фашистского флота „Вильгельм Густлов“ водоизмещением 25 484 тонны, на борту которого находилось выше 7 тысяч эвакуировавшихся из Данцига под ударами наступающих российских войск фашистов: боец, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, палачей и карателей. На „Густлове“, служившем до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось выше 3-х тысяч обученных подводников — примерно 70 экипажей для новых подлодок гитлеровского флота. В том же походе Маринеско торпедировал большой военный транспорт „Генерал Штойбен“, на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 боец и офицеров вермахта».

А на данный момент «Большой Энциклопедический Словарь», 1997:

«МАРИНЕСКО Ал-др Ив. (1913-63), моряк-подводник, капитан 3-го ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посм.). В Вел. Отеч. войну, командуя подводной лодкой „С-13“ (1943-45), потопил в р-не Данцигской бухты 30 янв. 1945 нем. суперлайнер „Вильгельм Густлов“ (имевший на борту св. 5 тыс. боец и офицеров, в т. ч. ок. 1300 подводников) и 10 февр. — вспомогат. крейсер „Генерал Штойбен“ (св. 3 тыс. боец и офицеров). После войны работал в Ленингр. пароходстве, позже на з-де.»

Налицо тенденция — сначала на «Густлове» согласно официальной историографии было 6 тысяч ЧЕЛОВЕК, позже у Крона 7 тысяч ФАШИСТОВ, среди которых выше 3 тысяч подводников, и в конце концов снова в официальном источнике — 5 тысяч боец и офицеров, среди которых только 1300 подводников. Что касается «Штойбена», называемого то пароходом, то огромным военным транспортом, то вспомогательным крейсером (а Крон в своем опусе называет его и просто крейсером), то вспомогательными крейсерами германцы называли гражданские суда, вооруженные 5-7 орудиями.

Не понятно, кто 1-ый запустил байку об объявлении Маринеско личным противником Гитлера и о трауре после потопления «Густлова». По русским источникам траур был, по германским — нет. Вобщем, обязательно, что взаправду ни одно другое так малочисленное подразделение не уничтожало за один раз так большущее число германских людей. Даже во время известной бомбардировки Дрездена, когда было убито 250 тысяч жителей, в этом участвовало несколько тысяч летчиков. Но ни тогда, ни после потопления «Густлова» траур не объявлялся — эти утраты немцы не афишировали, чтобы не давать повод для паники среди населения Германии.

Так кого и сколько утопил Маринеско? Несколько тысяч человек или фашистов-палачей или военных? В различных источниках состав пассажиров «Густлова» очень варьируется. По количеству утонувших — от 4 до 8 тысяч. По составу-то говорится то просто «беженцы», то «беженцы и военные», то «беженцы, военные, раненые и заключенные».

Более детальные числа о пассажирах «Густлова» таковы:

918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 покалеченых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4424 беженца. Всего 6050. Не считая их, внесенных в списки, на борт «Густлова» удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, также раненые военнослужащие. Таковой военный урон, нанесенный потоплением «Густлова».

Что касается утонувших на «Штойбене» — то на нем взаправду (как и написано в российских источниках) было более 3 тысяч боец и офицеров — 2680 покалеченых и 100 здоровых военнослужащих, 270 медперсонала, также 285 членов экипажа и около 900 беженцев. Всего было спасено 659 человек. Некоторые источники включают потопление «Штойбена» в 1-ые строки списка огромных по числу жертв морских катастроф. Кстати, потопление «Густлова» всегда находится в таких списках — или на первом, или на втором месте по числу погибших за всю мировую историю мореплавания. Если на втором месте называют «Густлов», то тогда на первом месте называют или потопление «Гойи» (российской подводной лодкой Л-3 17 апреля 1945 года) — от 5 до 7 тысяч беженцев, или потопление лайнера «Кап Аркона» (британской авиацией 3 мая 1945 года), в конечном итоге которого утонуло 5 тысяч заключенных.

А на данный момент представим, как это событие смотрелось на историческом фоне. Германия неудержимо катится к пропасти. Это понимают даже те, кто еще совсем не так издавна во все горло кричал «Хайль Гитлер!» Пламя войны бушует на земле Третьего Рейха. Российские танки грохочут на дорогах, ведущих к Берлину, летающие крепости наводят ужас на организованно отступающих германских боец.

Поначалу февраля 1945 года в Крыму собрались главы правительств союзных держав, чтобы обсудить меры, обеспечивающие окончательный разгром фашистской Германии, и наметить пути послевоенного устройства мира. На первом же заседании в Ливадийском дворце в Ялте Черчилль спросил Сталина: когда российские войска захватят Данциг, где сосредоточено некоторое количество строящихся и готовых германских подводных лодок? Он просил ускорить захват этого порта.

Беспокойство английского премьера было понятно. Военные усилия Великобритании и снабжение ее населения во многом зависело от морских перевозок. Но волчьи стаи фашистских подводных лодок продолжали бесчинствовать на морских коммуникациях. Хотя естественно, их эффективность была уже не той, что в 1-ые годы войны, когда оказалось, что корабли британцев просто бессильны перед угрозой германских U-шек. Данциг был одним из основных гнезд фашистских подводных пиратов. Здесь же находилась и германская высшая школа подводного плавания, плавучей казармой для которой служил лайнер «Вильгельм Густлов».

Но английский премьер запоздал со своим вопросом. В Данциге уже слышались залпы российских орудий и «катюш». Началось поспешное бегство противника. «Тысячи боец, моряков и гражданских чинов погрузились на „Вильгельм Густлов“. Половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные спецы — цвет фашистского подводного флота. Сильное охранение в море должно было обеспечить безопасность их перехода от Данцига до Киля. В состав конвоя входили крейсер „Адмирал Хиппер“, миноносцы и тральщики». Так следует из российских послевоенных источников. По сути же, cреди 9000 беженцев подавляющее число составляли лица гражданские, по другому их бы задержали как дезертиров, или напротив свели в какие-нибудь команды. Вообще умопомрачительно считать в числе 9000 беженцев абсолютное отсутствие каких-то военных, например одноногих ветеранов Франко-Прусской войны. Вся подводная немецкая элита погибла 42-44 годах. А весь конвой состоял из 1-го(!) тральщика.

В конце января 1945 года российская подводная лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско вошла в Данцигскую бухту. 30 января в море разыгрался жестокий шторм. Рубка лодки, антенны и перископы быстро покрываются толстым слоем льда. Командир и комиссар до боли в глазах всматриваются в темноту. И вот показался силуэт огромного судна. «С-13» и около 20 3-х часов 30 января атакует неприятельское судно: несколько торпед одна за другой устремляются к цели. Раздается сильнейший взрыв — и «Вильгельм Густлов» идет ко дну.

Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых гитлеровский офицер Гейнц Шен, в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлава», изданной в Западной Германии, подтверждает, что 30 января 1945 года недалеко от Данцига «Вильгельм Густлав» был торпедирован российской подводной лодкой, в конечном итоге чего погибло более 5 тысяч человек. «Если этот случай можно считать катастрофой, — пишет создатель, — то это обязательно была большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже погибель „Титаника“, столкнувшегося в 1913 году с айсбергом, — ничто».

На «Титанике» погибло 1517 человек. Эта трагедия потрясла тогда все население земли. О «Вильгельме Густлове» не жалел никто. Гейнц Шеп кропотливо обрисовывает историю погибели лайнера:«Wilhelm Gustloff находился под двойным командованием — как судно, лайнер возглавлялся капитаном торгового флота Фридрихом Петерсеном, как плавказарма 2 учебной дивизии подплава, лайнер воглавлялся офицером ВМФ Вильгельмом Цаном.

К вечеру 22 января 1945 года лайнер был подготовлен к рейсу и погрузке пассажиров — тысяч изможденных, обмороженных и покалеченых беженцев. Термометр показывал 14 градусов ниже нуля, кругом царили хаос и разрушение. В практически гавани Готенхафн находилось порядка 60 тысяч беженцев, и как были установлены трапы, тысячи людей кинулись на штурм. В процессе посадки многие дети, в показавшейся давке, были разлучены с родителями.

На борт судна поднялись около 400 дам — сотрудниц женской вспомогательной организации ВМФ, в возрасте от 17 до 25 лет. Их расположили в плавательном бассейне на палубе Е. Разумеется, девушки были более чем рады, в виду грозящей российской оккупации Восточной Пруссии, покинуть Готенхафн. Деньком 29 января в Готенхафн прибыл очередной госпитальный поезд, покалеченых расположили на солнечной палубе.

На данный момент на борту находилось порядка 7-8 тысяч человек, но сколько их было точно, установить не удалось и по сей день. Лайнер был фактически набит битком, и каюты, и коридоры и проходы, были переполнены. В качестве противовоздушной обороны, на верхней палубе установили пару зенитных орудий. Спасательными средствами были обеспечены порядка 60% пассажиров. Во вторник 30 января, 12.30 местного времени, к лайнеру подошли 4 буксира и отвели его от причала. Погодные условия были плохими — ветер силой до 7 баллов, температура 10 градусов ниже нуля, шуга (небольшой рыхлый лёд — прим. М. Волченкова).

Я был назначен старшиной зенитного расчета. По выходу, на палубах началось обледенение, и мы должны были постоянно очищать орудия от льда. Впереди лайнера следовал тральщик, для поиска и уничтожения мин. Стемнело, и стало еще холоднее. Внизу на смену чувств радости и облегчения пришла подавленность, т. к. многие беженцы начали страдать от морской заболевания. Но большая часть считало себя в полной безопасности, твердо веря, что через пару дней они достигнут Штеттина или Дании.

Моя вахта началась в 21.00. Все было тихо и расслабленно. И вдруг, где-то в 21.10, раздались взрывы. Сначала я поразмыслил, что мы налетели на мины. Но позже вызнал, что нас поразали торпеды, выпущенные российской подлодкой С-13, ей командовал Александр Маринеско. Тысячи людей впали в панику. Многие начали прыгать за борт, в ледяные воды Балтики. Сначала судно накренилось на правый борт, но позже выпрямилось, и в это время в лайнер попала еще одна торпеда, в район бака. Мы находились в районе побережья Штольпмюнде, Померания. Немедленно подали сигнал SОS и начали выпускать сигнальные ракеты.

Удар 2-ой торпеды пришелся на участок судна, на котором размещался плавательный бассейн. Фактически все девушки погибли, их фактически разорвало на куски. Я вожделел было вернуться в свою каюту и взять несколько личных вещей, но это было уже нереально. Тысячи людей рвались с нижних палуб наверх, подгоняемые снизу потоками воды.

Карабкаясь наверх, люди беспрерывно и страшно кричали и толкались, те, кто упал, были обречены, их затаптывали насмерть. Никто не мог помочь беспомощным — беременным дамам и раненым бойцам. Толпы людей брали штурмом спасательные шлюпки, и речи не было о выполнении известной заповеди «Женщины и дети — первыми!». Никто никому не подчинялся, верх брали те, кто был физически сильнее. Многие шлюпки, покрытые льдом, не могли быть спущены вообще, а я смотрел, как у ряда спускаемых шлюпок обрывался один из фалиней, и шлюпка вываливала всех находящихся в ней людей вниз в ледяной ад. Лайнер продолжал погружаться в воду носом, релинги бака были уже под водой, и спуск шлюпок стал еще более затруднительным.

Некоторое время я стоял на солнечной палубе, следя этот кошмар. Некоторые семьи и отдельные люди, у каких было личное орудие, предпочли застрелиться, нежели погибнуть еще больше истязающей смертью в ледяной воде и мраке. А тысячи других продолжали цепляться за лайнер, в то время, как он продолжал погружаться.

Я думал, что мне не выбраться. Я прыгнул в воду и начал быстро отплывать в сторону, чтобы меня не затянуло в воронку. Сначала холод вообще не ощущался, и скоро я смог зацепиться за брот переполненной спасательной шлюпки (вдоль бортов спасательных шлюпок протянуты особенные спасательные лини непосредственно для этой цели — авт.). Картина, мне открывшаяся, была воистину ужасной. Дети, на которых одели спасательные жилеты, переворачивались вниз головой, и над водой выдавались только их беспощно дрыгающиеся ноги. Кругом уже плавали мертвецы. Воздух был заполнен кликами умирающих и призывами о помощи. В меня вцепилось двое детей, они кричали и звали родителей. Я ухитрился поднять их на борт шлюпки, но спаслись они или нет, я так и не вызнал.

Позже я ощутил свою слабость — пришло переохлаждение. Я смог зацепиться за металлический спасательный плотик — на расстоянии приблизительно 50 ярдов от тонущего лайнера. Нос фактически полностью погрузился, корма поднялась в воздух, а сотки людей все еще находились там, дико крича. Скорость погружения росла. Позже, вдруг, наступила мертвая тишина. Wilhelm Gustloff пропал под водой, унеся с собой жизни тысяч людей. Большая в истории мореплавания катастрофа длилась приблизительно 50 минут.

В течении приблизительно 20 минут, самых страшных минут в моей жизни, я просто куда-то плыл. Периодически меня накрывала ледяная шуга. Клики вокруг меня становились все тише и раздавались все реже. Позже случилось то, что я считаю чудом. Я увидел надвигающуюся на меня тень и закричал, собравшись с последними силами. Меня узрели и подняли на борт.

Выручил меня торпедный катер Т-36. Экипаж катера помогал нам, спасенным, всеми имеющимися средствами — горячий чай, массаж. Но многие спасенные гибли уже на борту, от переохлаждения и шока. Среди спасенных были и беременные, и так вышло, что членам экипажа пришлось испытать себя в роли акушерок в ту ночь. Родилось трое детей. Катер Т-36 был частью эскадры, которой командовал лейтенант Херринг, и задачей которой было эскортирование тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер». Крейсер также шел из Восточной Пруссии, имея на борту беженцев. В один миг катер резко изменил курс, взвыли машины. Как я позже вызнал, узрели след 2-ух торпед, одна прошла по правому борту, от другой катер смог уклониться резким маневром. Поворот было так крутым, что часть спасенных, находящихся на верхней палубе, выпала за борт и утонула. Но 550 человек было спасено. Из-за большой опасности повторной атаки субмарины, катер отошел от места катастрофы и в 02.00 31 января прибыл в Сашшнитц. Спасенные были перегружены на борт датского плавучего госпиталя Prinz Olaf, который стоял там на якоре. Многих отправили, на носилках, на берег. Нас, военных моряков, расположили в казармах. Лейтенант Херринг находился всегда на мостике и отдал честь тогда, когда последний спасенный покинул брот катера. Как я позже вызнал, спаслось только 996 человек из приблизительно 8000 находившихся на борту.

Мы, спасшиеся военные мореходы, опять избежали смерти. Как мореходы ВМФ Германии, мы все были товарищами, мы любили нашу родину и считали, что мы делаем правое дело, защищая ее. Мы не считали себя героями, а смерть нашу героической, мы просто исполняли свой долг.«Спустя 10 дней лодка Маринеско потопила ещё один корабль, лайнер «Генерал фон Штойбен», погибло 3500 человек. Почему Маринеско не дали Героя, ну и практически при первой возможности уволили из флота? Больше, чем он, никто из российских подводников не сделал. Неуж-то из-за пьянства? Или это был просто предлог, а мотивы были другими?

Может быть, была тут обыкновеннейшая политика. Давайте посчитаем — парой залпов, в одном походе, Маринеско отправил на тот свет, по самым умеренным подсчетам, выше 10 тысяч человек! Погибель «Густлова» была крупнейшей в истории населения земли, «Катастрофа Титаника» по сравнению с победными залпами Маринеско глядится, как перевернувшаяся на пруду лодочка с пьяными отдыхающими. Круче Маринеско были, пожалуй, только экипажи тех Б-29, что укрощали Японию — атомными бомбами. А в общем, цифры-то сравнимы. Там и там — 10-ки тысяч. Только, правда, Маринеско без атомных бомб обошелся, всего 2-ух тогда на всей планете. Маринеско и 10-ка торпед хватило.

Может быть, что уничтожения «Густлова» постеснялись, ведь для оккупированной Германии готовили партии хлеба, вожделели расположить германцев к себе, а тут — погибель такого множества народа, причём отчасти гражданского, от торпед одной небольшой подлодки. В конечном итоге — о самом Маринеско. Мать у него была украинка, а отец служил в юности кочегаром на военном корабле королевского румынского флота. После некоторый ссоры с начальством отец бежал в Россию и осел в Одессе. Подрастающий Александр Маринеско окончил школу юнг, а позже в тридцатые годы — и Одесское мореходное училище. Плавал на пароходах в Черном море. Как штурман дальнего плавания Маринеско был призван в ВМФ и после учебы попросился на подводную лодку.

Всегда стабильный, уверенный, он был очень настойчив в искусен в достижении собственных целей. Командуя кораблем, он никогда не увеличивал голоса, не кричал на подчиненных. Все это сделало ему непоколебимый авторитет, он заслужил любовь и уважение матросов. В противовес ко всему этому, остается добавить, что Маринеско вышибли с флота за дебоширство и плохую дисциплину. Маринеско устроился завскладом. Там совершенно спился и стал пропивать вверенное ему казенное имущество. Его поймали и осудили в 1949 году на 3 года.

Как видно, Александр Маринеско — фигура довольно противоречивая. И подвиг его можно трактовать по-разному… Несмотря на все противоречия, награда всё-таки нашла подводника: в 1990 году его посмертно одарили золотой звездой Героя Российского Союза.

Похожие статьи: