В Забайкалье найдены фрагменты кожи динозавров: итоги научной экспедиции

Образцы кожи динозавров, как отмечают ученые, сохранились во многом благодаря тому, что на протяжении многих лет они оставались законсервированными, надежно укрытыми внушительным слоем вулканического пепла.

Если бы не пепел, то кожа, скорее всего, просто не «дожила» бы до наших дней. Цвет пепла напоминает оттенок, в котором может быть выдержана, например, кремовая рубашка http://www.wildberries.ru/catalog/120/men.aspx, а сам пепел является достаточно плотным, особенно если составляет собой несколько слоев. Примечательно, что работы по изучению территории Забайкалья велись на протяжении нескольких лет: ученые старались получить максимум полезных сведений, касающихся обитателей этих мест в юрский период. Первые два года усилия специалистов не увенчивались успехом, однако на третий год ученым все-таки повезло. Им удалось найти порядка десяти фрагментов кожи динозавров и составить коллекцию, которая на настоящий момент является самой крупной.

В Забайкалье ученые нашли окаменелые останки и фрагменты кожи как растительноядных, так и хищных доисторических ящеров. Обнаруженные кости и позвонки были определены специалистами как останки наиболее мелкого по размеру представителя динозавров, который известен под названием компсогнат. Эта находка стала уникальной, так как она является, по сути, первым подобным экспонатом, обнаруженным на территории современной России. В мире в общей сложности насчитывается всего три таких фрагмента. Кроме того, в Забайкалье ученым удалось обнаружить фрагменты челюсти ящера с остатками зубов, пальцы с фрагментами когтей и когти по отдельности. Среди других интересных находок можно выделить образования, по структуре напоминающие волосы или перья.

Однако особый интерес со стороны исследователей вызвала все-таки найденная кожа динозавров. Ученые отмечают, что подобные останки, попадая на землю, практически сразу же уничтожаются, и потому их находка является действительно уникальной. Во многом сохранность фрагментов кожи обусловлена воздействием вулканической пыли. Ведь буквально в нескольких километрах от места раскопок расположен действующий вулкан. Количество образцов кожи, обнаруженных учеными в Забайкалье, впечатляет - оно ничуть не уступает ассортименту моделей, которые предлагает, например, магазин платьев больших размеров. Конечно, под фрагментами кожи динозавров российские ученые понимают не саму кожу, но ее окаменевший слепок. Это отпечатки, оставленные гигантскими животными на некогда мягких сланцах и слоях глины.

Как подчеркивают специалисты, есть вероятность, что тот динозавр, останки которого удалось обнаружить, пролетал возле вулкана, отравился его извержениями и упал. Со временем животное было засыпано вулканическим пеплом. Впрочем, даже в таких, на первый взгляд, благоприятных условиях, мягкие ткани вряд ли сохранились бы. Так и произошло - до наших дней «дожили» исключительно отпечатки.  Специалисты Российской Академии Наук планируют продолжать тщательно изучать территорию Забайкалья, проводить раскопки в попытках найти новые свидетельства жизни динозавров. На этот год уже запланирована масштабная экспедиция в северо-восточную часть местности, ведь именно там, как предполагают ученые, можно найти останки доисторических ящеров, которые пополнят интересную и богатую коллекцию, собранную к настоящему моменту.