ТАЙНА ФЕСТСКОГО ДИСКА

Потаенна ФЕСТСКОГО ДИСКА

Материал подготовил КаД

Загадочные печати

Печатью заинтересовался сэр Артур Эванс - хранитель музея. Он длительно разламывал голову над ее происхождением, но так и не пришел ни к какому выводу. Через пару лет Эвансу удалось поехать в Афины, где он нашел еще несколько печатей, очень схожих на ту, что хранилась в музее. Печати были трех- и четырехсторонние, округлой формы, содержали изображения рисуночных символов, схожих на иероглифы. Все владельцы печатей утверждали, что печати эти привезены с Крита.

"Так поиски привели Эванса на Крит, где он собрал огромное количество предметов, относящихся к эре королевства Миноса, воспетого Гомером. Но больше всего изумило и обрадовало Эванса то, что древнейшие печати и геммы, за которыми он охотился, были сейчас возлюбленными украшениями и амулетами критских крестьянок. Исследователю без особенного труда удалось приобрести огромное число печатей у доброжелательных местных обитателей. Если обладательницы амулетов и украшений не желали расставаться со своими сокровищами, то Эванс снимал с их слепки."

Ученые считают, что резьба на печатях была на Крите уже в XXX веке до нашей эпохи. 1-ые изображения представляли собой декоративные орнаменты: время от времени попадались и фигуры людей. Появление же подлинной рисуночной системы письма относится к более поздней эре - к XXII либо XXI векам до нашей эпохи. В критской рисуночной письменности различается несколько разновидностей. Знаки изображают людей, отдельные части тела, домашних питомцев, растения, виды орудия, религиозные знаки и т.д..

Издавна ученые пробуют прочитать критские печати. Да и сейчас мы можем только строить гипотезы о значении знаков, изображенных на их. Может быть, критские печати принадлежали эгейцам - той части старого населения Крита, от языка которой в греческих источниках сохранилось несколько слов. Может быть, из критского рисуночного письма вышло письмо минойцев: может быть, есть смысл в утверждении о том, что эгейцы и минойцы - это одна и та же народность?

В какую сторону вертится диск?

В 1908 году, во время раскопок дворца в старом городке Фесте, на Крите, итальянский археолог Пернье случаем наткнулся на маленький глиняный предмет круглой формы, напоминавший диск.

На обеих сторонах диска были размещены разные изображения, как позже выяснилось, иероглифы (письменные знаки рисуночного письма). Иероглифы были оттиснуты на диске с помощью особенных штемпелей - таким макаром, диск представляет собой древную штампованную надпись.

Этот уникальный письменный монумент был сделан в первой половине II тысячелетия до нашей эпохи. Может быть, его родина - Крит, но не исключено, что он привезен на Крит снаружи (к примеру, из Малой Азии) - некие ученые считают, что глина того сорта, который пошел на изготовка диска, на Крите не встречалась.

Надпись разбита на слова и размещается по спирали, при этом ученые до сего времени не имеют одного представления о направлении чтения надписи: одни считают, что диск читался от краев к центру, другими словами справа влево, другие же считают, что чтение начиналось напротив - от центра. Во всяком случае, направление чтения надписи на обеих сторонах диска было одним и этим же.

Иероглифы, использованные в надписи, носят ясный рисуночный нрав: это изображения людей, животных, рыб, птиц, разных хозяйственных предметов и тому схожее. Эти изображения не имеют сколько-либо точных соответствий в других письменностях (а именно, иероглифы Фестского диска имеют сильно мало общего со знаками критского рисуночного письма).

"Люди изображены на диске идущими в правую сторону от нас: вправо же направлены головы (есть на диске иероглифы, изображающие головы людей - с убором из перьев либо без него)."

То, что картинки глядят на право, принуждает неких исследователей мыслить, что и сама надпись читалась слева вправо. Но направленность символов в старых надписях не всегда совпадает с направлением чтения самих надписей.

О языке фестского диска

Каких только догадок не высказывалось относительно языка надписи Фестского диска! Одни задумывались, что диск написан на греческом языке, другие находили в надписи один из малоазийских языков (хеттский, ликмийский либо карийский), третьи считали, что надпись - семитская и т.д..

Скоро после окончания 2-ой мировой войны в одном приличном научном журнальчике появилось сенсационное сообщение. Лингвист Шертель выступил с заявлением о том, что ему удалось с помощью математических способов дешифровки прочитать надпись на Фестском диске. Шертель нашел в надписи гимн царю Маио (другими словами Миносу: кстати, Эванс в свое время считал, что надпись заключает победный гимн: к этой мысли Эванс пришел, изучая изображения на диске). Взволнованные сообщением, ученые кинулись инспектировать полученную дешифровку: но она оказалась менее чем плодом безудержного воображения!

Посреди 1960-х один южноамериканский ученый предложил свою дешифровку надписи: он прочитал ее по-гречески, обнаружив в ней списки городов. Два года спустя другой ученый прочитал надпись на диске по-хеттски. По воззрению этого ученого, Фестский диск содержал посвящение богам.

Старенькый диск - новые трудности

"Пару лет вспять к дилемме Фестского диска обратился маститый германский ученый Эрнст Грумах. Статья Грумаха посвящена, приемущественно, тем исправлениям, которые были внесены в Фестский диск скоро после того, как он был проштампован. Такие исправления Грумах нашел в 4 местах: в этих местах старенькые 30 один оказались стертыми, и заместо их были впечатаны другие. Исправления касаются только строго определенных случаев: на место каких-либо старенькых символов поставлены знаки, изображающие голову с перьями либо группу голова с перьями + щит. Если исходить из чтений Ипсена, можно представить, что одни детерминативы были по некий причине изменены другими. Зачем это было изготовлено? Над этим вопросом стоит поломать голову."

В эру информационных технологий выдвигаются и поболее экзотичные версии предназначения Фестского диска и смысла надписи на нем. К примеру, была предложена догадка, как будто на критских кораблях устанавливалось нечто вроде навигационного компьютера, а диск был картой маршрута. Если эта догадка подтвердится, то нам придется пересмотреть все свои представления о истории вычислительной техники.

Фестский диск все еще хранит свою тайну...

Похожие статьи:



Комментарии 

0 Гость 29 Июля 2012 07:55
Текст Фестского диска — это перечень посвящений высокопоставлен ных правителей Крита богу Луны, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийна я, возможно, использовалась и как лунный календарь. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл.
Подробнее смотри сайт: http://phaestos-disk.at.ua
Ответить