Новая индийская революция

Борис Судаков, журналист

Средний возраст граждан в огромной Индии не превышает 30 лет. Эта молодость расшатывает вековые устои похлеще войн и природных катаклизмов. Помноженная на Интернет, манию образования и неистребимое желание жить лучше, индийская молодость заставляет все общество двигаться вперед. Вперед, вопреки диким обычаям, закоренелой коррупции и пугающему уровню безграмотности. Признаков этого движения несколько. Один из них – автомобиль.

Индийский автопром до начала 90-х представлял собой жалкое зрелище. Отсталые автосборочные производства, архаичные модели, мизерный рынок сбыта и отсутствие квалифицированных специалистов – непреодолимые, как тогда казалось, препятствия на пути автомобильной отрасли. Однако нашлись предприниматели, которые поверили в собственную страну и не побоялись вложить деньги в производство новых моделей. Конечно, новых по индийским меркам. Но обо всем по порядку.

Священная корова индийского автопрома
Мама индийского автопрома – компания Hindustan Motors Ltd. В далеком 1948-м она выпустила автомобиль с гордым именем Ambassador. Компактный четырехместный седан, точная копия английского Morris Oxford, производится до сих пор. У себя на родине он считается чем-то вроде нашей «Волги» (ГАЗ-21).

Вначале на «Эмби» (это ласковое прозвище появилось у автомобиля в начале 50-х) перемещались исключительно чиновники. Затем его стали использовать в качестве такси и продавать в частные руки. Ни один из автомобилей, производившихся в Индии по лицензии западных фирм, не был столь популярен.

В 80-е из-за возросшей конкуренции «Эмби» начали экспортировать в Бангладеш, Пакистан, Японию, Шри-Ланку, на Сейшельские острова и в Дубай. Сегодня старинный седан поставляют даже на «историческую родину», в Великобританию. Там его покупают в основном любители раритетов и всяческие фрики. У «Эмби» действительно есть неповторимый шарм, перед которым не устояли многие знаменитости, в том числе Кейт Мосс и Джон Малкович.

За свою долгую жизнь «Амбассадор» претерпел массу модификаций: в Дубае из него делали пикапы, в Индии – бронированные лимузины, а в Лондоне есть даже три «Амбассадор»-такси под названием «Карма-Кэбс». У них необычный интерьер – специальная обивка, индийские амулеты, к тому же в салоне раскуривают благовония и угощают пассажиров индийской выпечкой и кофе с молоком.

Первый признак интеграции
Следующим этапом развития индийского автопрома можно считать 1982 год. Именно тогда правительство страны подписало соглашение с японским концерном Suzuki. Так возникло совместное предприятие «Марути Удийог». Эта фирма столкнула с пьедестала концерн Hindustan, и «Эмби» превратился из народного автомобиля в ретро-любимчика.

В 1983-м с конвейера сошли первые легковушки «Марути-800» – аналоги японских Suzuki-Alto. Неприхотливая модель малого класса с пятидверным кузовом достигала в длину чуть более трех метров. Первые варианты были настолько простыми и дешевыми, что заднюю дверь заменял прозрачный пластмассовый люк!

Мощности трехцилиндрового двигателя хватало, чтобы разогнаться до скорости 100 километров в час за 20 с половиной секунд. Никаких кондиционеров и гидроусилителей руля – местным покупателям все эти изыски ни к чему. С 1992 года «Марути-800» стали экспортировать в страны Азии и Ближнего Востока. Примерно в то же время появилась «Марути-Зен» – улучшенный вариант 800-й модели. Ее двигатель «дорос» до 60 лошадиных сил, что по индийским меркам очень даже приличная величина.

Внедорожная «Махиндра»
Есть в Индии еще одна легендарная фирма – «Махиндра» (Mahindra). Она выпускает внедорожники. До сих пор с конвейера в Бомбее сходит CL – лицензионная версия американского джипа времен Второй мировой войны CJ-5. В индийских фильмах на этой машине разъезжают полицейские и влюбленные парочки из благополучных семей. В последнее время «Махиндра» расширила модельный ряд. К CL прибавилась комфортабельная версия «Болеро» (Bolero).

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про Goa, или, как ее еще называют, Scorpio. Кстати, Scorpio скоро появится и на российском рынке. Руководство нашего ГАЗа решило поставить крест на разработках внедорожника ГАЗ-3106, так как они требуют слишком больших инвестиций. Российские стратеги сделали выбор в пользу лицензионной сборки Scorpio – затраты минимальные. Ford, правда, потребовал сменить название, и теперь этот автомобиль будет называться «Маршалом». Семиместный внедорожник с мотором от Renault будет продаваться у нас за 18 тысяч долларов – намного дешевле внедорожников из Кореи, но дороже отечественного «Патриота». «Маршал» ничего особенного собой не представляет. Он очень напоминает китайских «одноклассников».

Татамания
Что касается прорыва, то в индийском автопроме его совершила компания под названием «Тата» (Tata). Поначалу она стала контролировать индийский рынок грузовиков и автобусов, а затем, в конце 90-х годов, представила легковой автомобиль собственной конструкции «Тата-Индика» (Tata Indica), который произвел настоящий фурор, причем не только в Индии, но и за ее пределами. Ничего подобного местная автомобильная промышленность еще не делала. Вполне современный хэтчбек малого класса стал настоящим аттестатом зрелости индийского автопрома. «Индику» оснастили мощным экономичным двигателем.

Доработанная версия «Индика V2» окончательно убедила индусов в преимуществах продукции «Тата». Продажи побили все рекорды. «Индику» под названием CityRover импортировали даже в Великобританию.

И, наконец, сверхдешевая «Тата Нано» (Tata Nano). Шум вокруг этой микролитражки поднялся нешуточный. Стоимость новой модели составила всего 2500 долларов! Правда, новинка сразу вызвала массу нареканий. Дело в том, что «Тата Нано» не отличается особой экологичностью. В ответ на претензии инженеры индийской фирмы разработали E-Nano – электромобиль на основе оригинала.

Помимо знаменитых малюток «Тата» выпускает еще старомодные внедорожники: «Сумо» и «Сафари».

Успех «Тата» во многом объясняется дальновидной политикой компании, руководит которой один из самых влиятельных людей в Индии Ратан Тата. Этот промышленник славится своим размахом в делах и неординарным мышлением. Как-то в интервью The Wall Street Journal он сказал следующее: «В Индии часто можно увидеть четырех людейна одном мопеде: за рулем мужчина, на коленях ребенок, сзади жена с еще одним ребенком. Так ездить опасно. Думаю, мы сможем сделать для таких людей нечто на четырех колесах». Сказал и сделал.

Широта  амбиций господина Тата впечатляет и настораживает конкурентов по всему миру. Он уже приобрел  британскую Jaguar Land Rover и американскую Tetley Group. Его империя растет как на дрожжах.

Смелость  новаций Таты перевернула представления  об индийском автопроме. Например, в начале этого года бизнесмен инвестировал полтора миллиарда долларов в проект применения водорода в качестве автомобильного топлива, разработанный в Массачусетском технологическом институте (MIT).

Ратан Тата - харизматичная личность, человек-легенда, ведущий весьма скромную жизнь. Совсем недавно, нарушая стародавнюю традицию почитания роскоши, господин Тата раскритиковал другого индийского миллиардера, Мукеша Амбани, который приобрел для себя 27-этажный небоскреб за миллиард долларов. По мнению Ратана Таты, на фоне нищеты, в которой живут его соотечественники, столь шикарные покупки выглядят необдуманно и вульгарно.

Сегодня Ратан Тата, а ему уже 73 года, готовит для себя преемника, который возглавит компанию в 2012 году. Нового главу компании выберет специальный комитет из пяти человек.

Что впереди?
Что ждет индийскую автомобильную промышленность? Сегодня позволить себе машину могут лишь 5% населения страны. Зарплата менеджера среднего звена в индийской компании редко превышает 200 американских долларов, а миллионы людей вообще прозябают в полной нищете. Однако производители автомобилей в светлом будущем уверены как никогда: продажи растут в среднем на 10–15% за квартал. Еще в 80-х правительство установило высокие пошлины на ввоз иностранных машин. Чтобы насытить быстро растущий рынок, мировые гиганты, такие, как Ford, GM, Volkswagen, Toyota и другие, не скупясь на инвестиции, строят здесь свои автосборочные заводы.

Конечно, иметь автомобиль европейской или японской марки намного престижнее, чем купить, пусть и за смешные деньги (69 тысяч рублей), «Тата-Нано». Но такое позволить себе могут немногие. Тем не менее соблазн пересесть на железного коня в сегодняшней Индии так велик, что люди готовы влезать в страшные долги, лишь бы осуществить свою четырехколесную мечту. Причем царящий на улицах хаос и отвратительное качество дорог никого не смущает.

И напоследок еще один штрих. Недавно, чтобы хоть как-то облегчить жизнь автомобилистам, власти некоторых городов объявили войну… коровам. В это трудно поверить, но священные животные многих попросту достали своей неуправляемостью. Вместо того чтобы пастись в полях, они разгуливают по городским улицам в поисках отбросов и все чаще становятся причиной ДТП. Для Индии такая расстановка приоритетов сродни революции.

Похожие статьи: