Современный оборотень - это не зверь, а пришелец из космоса

 Оборотень - одна из центральных фигур древнейших суеверий.  Вместе с  вампирами,  ведьмами,  призраками  и  прочими мифическими персонажами они существуют уже тысячи лет, наводя ужас на людей. Чаще всего оборотень -  это "волко-человек"  (от  греческого   Lykantropia).  Бывают  и   люди-леопарды, люди-лисы и  даже люди-предметы...  В общем,  оборотень -  это наличие  двух форм тела в одном.

До сих пор не утихают споры: были ли оборотни на самом деле?

В Александрии  еще в  седьмом веке  ликантропия уже  была описана. Книга  содержит  анализ  болезни,  причинами  которой  называются умственные расстройства, гуморальная патология и галлюциногенные вещества.  Перечислены и  симптомы  -  бледность,  ослабленное  зрение,  отсутствие  слез  и слюны, чрезмерная  жажда,  ноги,  покрытые  незаживающими  ранами  (от  ходьбы   на четвереньках).

В конце двадцатого  века далекий от  мистики английский доктор  Ли Иллис также обратился к  загадке оборотничества. Он представил  королевскому медицинскому обществу свою работу, где утверждал, что в большинстве  случаев вервольфы  (человеко-волки)  страдают  от  редкой  формы врожденной болезни, вызываемой  генетическими  нарушениями,  -  ликантропии.  Действия  и  облик такого   больного   соответствуют   всем   признакам   "оборотня".   Больной предпочитает ночное  время суток,  тем самым  пытаясь скрыть  свое уродство. Цвет зубов  изменяется у  него до  коричнево-красного. Возникает характерная пигментация кожи. Плюс психические  изменения. Человек начинает думать,  что он зверь, и ведет себя соответственно.

Тематически  к  ликантропии  примыкает  и  гипертрихоз, когда тело человека покрывается густой шерстью.

Оборотни  в  нашем  мире  содержатся  в психиатрических клиниках в качестве  пациентов.   Об  этих   людях,  воображающих   и  ощущающих   себя оборотнями, врачи говорят как о ликантропах.

Психиатры объясняют ликантропию как следствие шизофрении и  других психических  расстройств.  Аутизм  тоже  может  вызвать  признаки одичания у людей.

Для того чтобы попытаться  раскрыть тайну оборотней в  современном обществе,  корреспондент  "ВН"  встретилась  с заведующей седьмым отделением муниципальной  психиатрической  больницы   N3,  психиатром с  тридцатилетним стажем Любовью Поповой.

-  Сегодня  термин  "ликантропия"  включает  в  себя разные группы психических  заболеваний.  Это  могут  быть  и  истерические  состояния, при которых  люди  начинают  гавкать,  мяукать,  пищать,  как  животные.  Как ни странно,  иногда  они  "превращаются"  в  животных на сеансах так называемых целителей - вертят головами, думают,  что они звери, "плавают"... И  в итоге становятся нашими  пациентами. Самое  печальное, что  такие сеансы запретить нельзя.

-  Насколько  современная   ликантропия  отличается  от   древнего "оборотничества"?

-  В  прежние  времена  люди  чаще  всего "обращались" в животных. Теперь в инопланетян. Общаются с  космосом, "улетают" в иные миры,  считают, что  в  Академгородке  существуют  приборы,  которые  ими  управляют. Эдакий "оборотень-инопланетянин".   Часто    "превращаются"   в    детей.   #Обычно "превращение"  -  это  стремление  спрятаться от действительности#. Взрослый человек  ведет  себя,   как  маленький  ребенок   двух-трех  лет.   Начинает картавить, шепелявить,  играть в  кораблики. Представьте,  сидит дяденька  и играет в  машинки. Человеческий  мозг уходит  в более  ранний период  своего развития.  Такое  состояние  помогает  психике  приспособиться  к  осознанию реальной  ситуации,   которая  ждет   человека  в  дальнейшем.  Эти  явления достаточно распространены в психиатрической  практике - так называемый  уход от реальности;  люди живут  в виртуальном  мире... Впрочем,  мы все  живем в таких мирах. Это определенный  способ выживания. Когда у  человека проблемы, он придумывает себе мир, где он  значим, где его любят, иногда преследуют  - отсюда и всевозможные мании. Если  он опасен - его, как правило,  изолируют. Есть очень  тяжелые психические  заболевания, но  случаев с  "Наполеонами" я не видела уже несколько лет.

- Сколько может длиться "ликантропное" расстройство?

- Как правило, такие состояния кратковременны.

-  Как   же  быть   с  историческими   записями  об   оборотнях  и свидетельствами очевидцев?

- Они лишь видели  одичавших и истерзанных людей,  однако подобные существуют и сегодня.  В прошлом году  в нашу психиатрическую  лечебницу был помещен  восьмилетний  мальчик  из  области.  Длина  его  ногтей  была около двадцати  сантиметров,  длинные  спутанные  волосы придавали голове звериный образ,  он  издавал  нечленораздельные  звуки  и  по облику скорее напоминал некое животное. Оказалось,  что приблизительно около  двух лет назад  он был брошен  родителями   и,  оставшись   на  улице,   сумел  выжить,   при  этом превратившись  в  того,  кого  в  древние  времена  назвали  бы  оборотнем и подвергли казни.

Безусловно, с психиатрами не  поспоришь. Они все смогут  объяснить с  научной  точки  зрения.  Потому  сегодня  мало  кто  верит  в возможность физического превращения человека в  волка. Однако переубедить всех  в полном отсутствии оборотней невозможно. Никакие научные труды не заставят  поверить человека в  отсутствие потустороннего  мира с  его злыми  и добрыми  магами, колдунами,  ведьмами,  вампирами  и  оборотнями.  Да  и  надо  ли? Ведь, как считают некоторые, сумасшествие - это и есть реальный мир.

Клеймо зверя

Упоминания об  оборотнях встречаются  в Южной  и Северной Америке, Африке, Китае, в Европе - практически во всем мире. Во Франции это  чудовище было известно под названием лу-гару,  в других частях Европы -  вервольф или верман, в Трансильвании - волкодлак или волколок, в Болгарии - полтеник.

Образ  оборотня  овладевал  умами  таких  знаменитых  людей,   как Жан-Жак Руссо, Карл  Линней и Джонатан  Свифт. Многие талантливые  писатели, такие как  Редьярд Киплинг,  Гай Эндон  и другие,  запечатлели этот  образ в своих произведениях.

Как  повествуют  древние  трактаты,  истинный  ликантроп не только изменялся физически, но  также менялся его  разум и поведение.  В отличие от вампира он не ограничивался ночными действиями, встреча с ним грозила  бедой и в солнечный  день. Но все  же лунный свет  всегда способствовал оборотням. Как  это  происходит?  Начало  превращения  часто  сопровождается  ощущением легкого  озноба,  который  затем  сменяется  лихорадкой.  Человек испытывает головную  боль  и  страдает  от  сильнейшей  жажды.  Руки начинают пухнуть и удлиняться,  кожа  лица  и  конечностей  грубеет.  Испарина  и  затрудненное дыхание тоже часто сопутствуют  превращению. Ногам начинает мешать  обувь, и оборотень ее сбрасывает,  пальцы ног искривляютя  и делаются более  цепкими. Рассудок  тоже  меняется:  становится  неуютно  и  тесно  в  доме,   хочется выбраться  наружу.  Вместе  с   тошнотой  и  спазмами  приходит   помутнение рассудка, в груди начинается жжение. Язык отказывается повиноваться,  вместо членораздельной  речи  существо   издает  гортанное  бормотание.   Ликантроп сбрасывает  одежду   и  встает   на  четвереньки,   туловище  его   темнеет, покрывается матовой шерстью.

Ликантропом  всецело   овладевает  жажда   крови,  подавляя    все остальные  чувства.  И  он  убегает  в  ночь,  воя  на  луну и убивая всех - животного  или  человека,  -  кто  попался  ему  на пути. Обычно он убивает, прокусывая шейные артерии.

Удовлетворив свою кровожадность, ликантроп  падал в лесу на  землю и засыпал. К утру  человек-волк снова становился человеком.  Убийства ночью, раскаяние днем - такова была ужасная участь душегуба-оборотня.

Что об этом думают ученые?

Историки, медики и психологи  на протяжении многих лет  вели споры о том,  были ли  оборотни на  самом деле.  Общее мнение  таково: человек  не может  в  считанные  часы  обрасти  шерстью  и  обзавестись клыками, а затем вернуться в прежнее состояние. В 125 году до нашей эры римский поэт  Марцелл Сидет описывал такие случаи,  указывая, что пораженного человека  охватывала мания, сопровождающаяся  зверским аппетитом  и звериной  свирепостью. Жертвы этой болезни, как правило, в  конце концов удалялись в леса,  на заброшенные кладбища, сбиваясь там в стаи, подобные волчьим.

В 1963 году  доктор Ли Иллис  из Хемпшира представил  в британское Королевское  медицинское  общество  работу  под  названием  "О  порфирии   и этимологии  оборотней".  В  ней  на  основании  неопровержимых  документов и глубоких  научных  исследований  он  доказывал,  что  вспышки оборотничества имеют  достоверное  медицинское  обоснование.  Речь  действительно  идет   о тяжелой  болезни,  в  результате  которой  люди  теряют человеческий облик и нередко  лишаются   рассудка.  В   своей  работе   Ли  Иллис   привел  около восьмидесяти   случаев   подобных   заболеваний,   описанных   и   изученных дипломированными врачами.

Конечно,  человек  в  этом  случае  не  превращается  в  волка, но становится  существом,  весьма  далеким  от  человека  в  его  физическом  и психическом понимании. То, что болезнь передается через укусы, доктор  Иллис считает чепухой. Другое дело  - наследственность. Этот вариант  не исключен, в некоторых  случаях -  закономерен. Отнюдь  не случайно  в Западной  Европе оборотничество  иногда  охватывало  целые  селения,  наиболее  частыми такие случаи были в  Швеции и Швейцарии,  а, например, Цейлон  вообще не знаком  с подобной  бедой,  и  о  вервольфах  здесь  никто ничего и никогда не слышал. Однако загадка человека-волка до сегодняшнего времени до конца не раскрыта.

Публикации в ХХ веке

В 1918 году случилось  странное происшествие с капитаном  Шоттом в Северной  Нигерии.  Попав  со  спутниками  в  одну из деревень, они услышали жалобы местных жителей на буйство гиен. Решили пойти по их следам, но  следы неожиданно  обрывались,  переходя  в  человеческие.  Капитану  Шотту удалось увидеть  крупную  гиену  и  подстрелить  ее.  Пуля раздробила зверю челюсть. Кровавый след  привел охотников  в другую  деревню, где  в тот  же день один крестьянин умер от никому не известной страшной раны. Оказалось, что у  него была буквально снесена челюсть.

Один  из  самых  знаменитых  случаев  обнаружения  "диких   детей" произошел  в  1920  году  в  районе  Годамури  (Индия).  Этот  случай описан доктором Сингхом.

В октябре 1920 года, когда  он читал проповеди в районе  Годамури, к  нему  подошли  несколько  возбужденных  местных  жителей  и  рассказали о "фантастических существах", живущих в джунглях. Простые индийские  крестьяне были напуганы  "чудовищами" из  пещеры. Доктор  решил отправиться посмотреть на  эти  существа,  и  после  наступления  сумерек  он  и сопровождавшие его местные жители  увидели семейство  волков, появившееся  из вырытой  в склоне оврага норы. Впереди  шли три взрослых  волка, потом бежали  два волчонка, а за ними двигались, по  определению перепуганных крестьян, два  "чудища". Это были диковинные животные, которых Сингх не смог классифицировать.

Решено было их  поймать. Через неделю  доктор вернулся к  волчьему логову. Двух  волков в  нем не  было, а  волчицу, охранявшую  вход, пришлось застрелить. Преподобный  Сингх и  его подручные  были изумлены,  обнаружив в логове двух волчат и двух  человеческих детенышей - девочек. Последние  были голыми, покрытыми болячками и синяками, но проявляли большую  агрессивность, чем их товарищи-волчата, и  были готовы энергично защищать  свою территорию. Их  забрали  из  берлоги  и  отдали  местным  жителям.  Те  при  первой   же возможности избавились от них, и  через несколько дней доктор нашел  девочек полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя пить и есть.

Младшей, Амале,  было около  18 месяцев,  а старшей,  Камале - так окрестил их  доктор Сингх  - около  восьми лет.  Кожа у  обеих была  изрядно поцарапана  и  покрыта  мозолями,  языки  высовывались изо ртов, они скалили зубы и  тяжело дышали,  чтобы охладить  себя. Дети  были не  способны видеть днем  и  спасались  от  солнечного  света  в  темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь пять-шесть  часов в сутки,  ели только  сырое мясо  и утоляли  жажду, лакая  жидкость. Девочки ползали на  коленях и  локтях, но  на улице  они довольно  быстро бегали  на четвереньках.  Они  рычали  на  людей,  изгибали  спины, подобно волкам, при приближении  тех,  кого  считали  опасными.  "Охотились", преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов  и с жадностью пожирали  их. Девочки прожили  в неволе недолго:  младшая умерла через год, а старшая прожила еще десять лет.

В 1960 году владелец зоопарка в городе Чилнгмай (Таиланд)  Гарольд Янг охотился  в горах  и набрел  на небольшую  деревню. Неожиданно  раздался крик, и Янг подбежал к хижине, где увидел, как страшный зверь впился  зубами в шею женщины.  Охотник поднял ружье  и выстрелил чудовищу  в грудь. Но  тот скрылся в джунглях,  оставив за собой  кровавый след. Наутро  Янг с жителями деревни  отправились  по  этому  следу.   Вскоре  они  увидели,  что   следы поворачивают  обратно  в  деревню,  к  одной  хижине.  Войдя  в  нее,   люди обнаружили мужчину с пулевой раной в груди.

Оборотень ли ты?

Издавна  существовал  "безошибочный"  способ,  помогающий  выявить оборотня. Во время превращения в волка возрастающая жажда крови  соединялась у несчастного с неудержимым желанием  сорвать с себя всю одежду,  и, срывая, он, естественно,  ранил себя.  На коже  появлялись ссадины  и царапины  и во время  охоты   в  лесу.   Охотники  за   оборотнями  заставляли    раздеться подозреваемого.

Гораздо  более  жестокий  способ  определения  оборотня   породило верование  (широко  распространенное  в  Германии,  во Франции и в Восточной Европе), будто  оборотень может  поменять свою  кожу, просто  выворачивая ее наизнанку  -  если  он  появляется  в  человеческом  облике,  значит, просто вывернул наружу свою человеческую кожу.

Трудно поверить, но многие  люди были буквально изрезаны  на куски "правдоискателями", пытавшимися вывернуть их кожу "мехом наружу".

Похожие статьи: