Утонувший сцелидозавр

Английские ученые собираются показать публике самый полный скелет динозавра из всех, найденных на территории Великобритании.

Предполагается, что уникальное животное, останки которого со следующего месяца будут выставлены в Бристольском городском музее и художественной галерее, погибло во время наводнения.

Первая часть скелета этого динозавра была найдена в 2000 году на морском побережье в графстве Дорсет. Ее обнаружил Дэвид Соул, бывший адвокат, который впоследствии стал профессиональным собирателем ископаемых останков. «Из мелкого песка торчал камень размерами примерно 60 на 30 см, и я почувствовал, что тут кроется что-то необычное», - вспоминает он о своей находке.

В дальнейшем то, что было похоже на глыбу известняка, оказалось костью. В последующие месяцы и годы в известняке были найдены другие фрагменты скелета. Самая последняя находка - часть стопы - была сделана палеонтологом-любителем в 2005 году.

После суточного отмачивания в слабом растворе уксусной кислоты - слабее, чем в соусах, которые подают с чипсами, - каменные глыбы постепенно, фрагмент за фрагментом, позволили ученым восстановить весь скелет. Как выяснилось, это был скелет сцелидозавра - самого древнего представителя панцирных динозавров. Возраст находки оценивается в 195 млн лет.

«У него вдоль всего тела шли ряды шипов, а на задней части черепа были наросты, напоминающие козьи рога. Эти костные пластины, сросшиеся с закрытой шеей, формировали своеобразный панцирь. Мы считаем, что найденный экземпляр был, вероятно, взрослым самцом», - поясняет сотрудник Бристольского музея доктор Тим Эвин. До сих пор останки сцелидозавров находили только однажды - в вышедших на поверхность каменных пластах неподалеку от городка Лайм Регис, однако в них не хватало многих деталей.

Необычность находки в том, что ученым удалось воссоздать почти целый скелет, то есть определить точное местонахождение всех найденных костей. Еще большее удивление вызвали сохранившиеся длинные тонкие сухожилия, которые поддерживали брюшную часть, отвисающую с позвоночника, а также тот факт, что в пищеводе у этого динозавра был обнаружен участок с остатками последнего в его жизни обеда.

Не меньшее удивление вызвало и место обнаружения. Каменные плиты, в которых нашли скелет, сформировались на дне моря, тогда как динозавры были обитателями суши. Если в юрский период не было наводнения, как объяснить, что останки животного попали в море и сохранились там?

Частично на этот вопрос отвечает доисторическая география. В юрский период южная часть Великобритании представляла собой целый ряд низинных островов, отделенных друг от друга морем. Как подчеркивает доктор Эвин, острова часто становятся родиной новых видов животных, например комодских варанов, которые встречаются только на острове Комодо.

«Может быть, сцелидозавры жили лишь на одном острове в нескольких километрах от города Лайм-Реджис, что объясняет, почему останки животных этого вида ни разу не были обнаружены в других местах, - предполагает доктор Эвин. - Мы спрашиваем себя, не было ли найденное животное представителем целого вида, который погиб на острове от внезапного цунами, напоминающего по своей мощи цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии». Известно, что в прошлом Великобритания не раз сталкивалась с цунами. Самое страшное из них было в 1607 году, когда в районе Бристольского залива затопило 500 кв. км суши.

Существует и свидетельство, подкрепляющее гипотезу о цунами, обрушившемся на британскую землю в юрский период. Это огромные валуны, словно выброшенные неведомой силой на берег Шотландии.

Однако сцелидозавр загадал ученым и еще одну загадку: в челюсти этого травоядного животного ученые обнаружили два застрявших зуба крокодила.

Может быть, сцелидозавр умер, защищая свою семью от атаки крокодила? Более мелкие фрагменты скелетов были найдены в округе ранее. Но Эвин так не думает: зубы застряли внутри челюсти, а не с наружной стороны.

«Питающиеся растениями динозавры часто проглатывали камни, которые помогали им размельчить и переваривать жесткие растения в желудке, - объясняет Эвин. - Мне пришла в голову мысль, что сцелидозавр мог проглотить зубы крокодила вместо камней. У крокодилов часто выпадают зубы, так что их нетрудно было найти на острове. К тому же это пополнило бы их запас кальция, необходимого для формирования и поддержания в порядке панциря из костных пластин».

Однако зубы крокодила найдены в пасти, а не в желудке динозавра. Так что Эвин вернулся к мысли о «последней вечере» и ее содержимом в пищеводе. «Пища была прекрасно переработана, без остатков растений, которые мы могли бы узнать. Я даже подумал, что, может быть, содержимое пищевода двигалось не вниз, а вверх, то есть было рвотной массой. Тогда зубы крокодила могли оказаться поднятыми из желудка. Утопающего часто рвет. Боюсь, что именно это и произошло», - предполагает он.

Похоже, что представители этого уникального вида британского динозавра все-таки оказались смыты водой ужасного потопа вместе с остатками растений и грязью, которые помогли им сохраниться в течение почти 200 млн лет, пока современный шторм не открыл место их гибели на побережье в Дорсете.

Как найти динозавраЕсли вы хотите найти динозавра, лучшее место, где можно в этом потренироваться, - заповедник всемирного значения Jurassic Coast World Heritage Site, побережье юрского периода. Это прибрежная зона протяженностью 150 км от Восточного Девона до острова Пурбек в Дорсете. Вдоль побережья останки ископаемых животных иногда вместе с каменными глыбами падают на берег с разрушаемых ветром и водой скал. В частности, это происходит возле городка Лайм-Реджис.

Посетители заповедника, которые ищут здесь ископаемые останки, должны следовать нескольким правилам. Во-первых, не следует пробовать изымать находки прямо со скал: это слишком опасно. Но если они упали на пляж, их необходимо сразу забрать, иначе их могут раздробить морские волны. Во-вторых, следует показать находки эксперту - лучше всего обратиться в Heritage Centre в деревне Чармаут, что восточнее городка Лайм-Реджис.

Позвольте экспертам забрать находки для музея или для научной работы. Если найденные вами окаменелости будут выставлены в музее, на табличке рядом с экспонатом будет указано ваше имя.

В-третьих, прежде чем гулять по побережью, проверьте время приливов и отливов. Поисками следует заниматься только во время отлива. Не подходите к острым вершинам и местам обрушения горной породы.

Вы можете присоединиться к организованной группе: сотрудники заповедника регулярно устраивают подобные походы с целью поиска ископаемых.