Пыточные процедуры для... королей

Ирландские повелители стального века, разумеется, отлично поправлялись, потребляя огромное количество мяса, и не достаточно работали. Во всяком случае, у ирландских властителей было довольно времени, чтоб позаботиться о собственных ногтях либо, по последней мере, позволить сделать для себя маникюр. Чтоб по-царски смотреться, для их специально привозили гель для волос из Южной Европы. Но когда заканчивался срок "трудового контракта", то царский обряд увольнения на пенсию был кровавым и мучительным. И заканчивался он не в спа-салоне, а в топях болот.

Благодаря таковой церемонии современные историки и могут уверенно рассуждать о тех дальних деньках, когда эти особы вершили судьбы собственной страны и признательных подданных. Останки 1-го из ирландских правителей через приблизительно 2500 лет после его погибели были обнаружены в торфяниках болота Cul na Móna меж ирландскими поселком Аббилейкс (Abbeyleix) и городком Порт-Лиише (Portlaoise), в провинции Ленстер.

10 августа этого года рабочие увидели необыкновенный объект, который принудил их немедля закончить разработку торфяника. Из ковша с торфом торчала пара ног совместно с кожаным мешком. Как докладывает издание Spiegel-online, на месте появился куратор Ирландского государственного музея и эксперт по найденным в болоте трупам Имон Келли (Eamonn Kelly).

В 500 году до Рождества Христова кельты приплыли в Ирландию и разделили зеленоватый полуостров приблизительно на 150 королевств. Границы отметили древесными колышками и камнями. "И трупами собственных правителей", - высказывает свою догадку Келли. Имеющиеся данные о мифологии кельтов очень фрагментарны. Их получают в главном из археологических источников.

Сохранившиеся у древних создателей сведения ограничиваются, обычно, сообщениями о вере кельтов в переселение душ и жизнь после погибели. Мифологические представления восстанавливаются из такового источника, как ирландские саги. Систематическое их собирание началось не ранее 12-го столетия, а 1-ые записи относятся к 8-9 векам, потому в их постоянно находится христианский дух.

Отделяя зерно правды от следующих напластований плевел, ученые равномерно реконструируют изначальную картину кельтских представлений о мире. В тексте римского поэта I века нашей эпохи Лукана и в средневековых схолиях (истолкованиях) на его сочинения понятно о Езусе (жертву этому богу приносили повешением на дереве), о Таранисе - боге грома (его жертвы сжигались) и Тевтате (жертвы которого топили в воде). Этимология имена Тевтат (Teutates) позволяет его считать богом племенного коллектива, покровителем военной и мирной деятельности. В греко-римском пантеоне ему соответствовал Марс.

По кельтским мифологическим представлениям, Землю представляла богиня, а Солнце - бог. Но, у Солнца на Земле был собственный заместитель - повелитель. Известны два важных обряда, освящавших начало выполнения владыкой собственных функций. Представляется, что основным был обряд священного брака короля с лошадью, схожий с индийским обрядом ашвамедха. Вторым был праздничек быка (tarbfeis), центральным моментом которого являлось погружение в пророческий сон специально назначенного человека, отведавшего крови и мяса ритуального быка. Во сне он был должен узреть будущее короля.

Келли объясняет смысл идеи, которая состоит в том, что повелитель был в браке со государством. Зимой богиня становилась старенькой и дряблой, она нуждалась в новеньком попутчике, который мог бы ей опять возвратить юность, силу и красоту. Потому кельты убивали старенького короля и строили на трон нового.

Возможно, происходило это не каждый год, чтоб престиж монархии не свалился, но, само мало, через срок, обусловленный религиозным обрядом. То, что оставалось от правителей после их погибели, кельты погружали на границах царства. "Все отысканные в болоте трупы находились повдоль принципиальных пограничных линий на поверхности земли, - объясняет Келли - Эти останки и другие жертвы должны были придать форму богине".

На попечении куратора музея вместе с не так давно найденным трупом из упомянутого болота уже находятся останки Клоникаванского (Clonycavan Man) и Олдкрогановского человека (Old Croghan Man) - 2-ух узнаваемых останков бывших заместителей Солнца. Олдкрогановский человек, расчлененный меж 362 и 175 годом до нашей эпохи, при жизни был богатырем практически двухметрового роста. Его обезглавили, а тело, на котором явственно приметны следы пыток, расчленили.

Труп с продырявленными руками, через которые были протянуты ореховые прутки, поначалу заинтересовал преступных судмедэкспертов, проверявших причастность мумии к жертвам террористов из Ирландской республиканской армии (Ирина).

Итак, как лицезреем, страшный конец ждал того, кто при жизни был божеством с холеными ногтями. Анализ волос и ногтей позволил выяснить, что питался он приемущественно мясом. Смотря на его ногти, тяжело поверить, что этот человек мог охотиться. В его желудке обнаружены остатки его последней трапезы. Но, она оказалась более чем небогатой: зерно с пахтой. "Это ритуальная последняя трапеза", - считает Келли.

У Клоникаванского человека следов пыток не было увидено, а ноги, возможно, оказались разделены от тела случаем при добыче торфа. Истязающей погибели 20-летнего юношу кинули меж 392 и 201 годом до нашей эпохи. Острым лезвием, может быть, топором, ему раскроили череп. Это орудие также сломало его нос. В животике сияла большая рана, через которую вынули его кишки.

В отличие от Олдкрогановского человека, этот повелитель был низким - ростом в 160 см, не больше. На сказочного царевича со своим носом-картошкой и кривыми зубами он не был похож, быстрее, на короля гоблинов. На коже его лица и сейчас можно узреть большие поры - видимо, следы использования огромного количества косметики. Узкая бородка обрамляла его очень не симпатичное лицо. Но удивительней всего оказалась прическа покойного: волосы были скреплены в виде ирокеза. Чтоб придать им такую необыкновенную форму, тогдашние цирюльники использовали специальную пасту из консистенции растительного масла и смолы итальянской сосны - пинии.

Гель для волос привозили вероятнее всего с юго-запада Франции либо Испании. Это принуждает историков заного посмотреть на ирландских властителей. Кельтские повелители были, разумеется, не провинциальными монархами на задворках Европы, а поддерживали торговые дела с народами на другом конце материка.

Читайте также: Кельтская резня за длительное время до бензопилы

Общее, что соединяет воединыжды обоих "болотных покойников", так это то, что у их отрезаны грудные соски. Для Келли это служит бесспорным признаком того, что оба были некогда кельтскими королями. "Целовать грудные соски королю либо сосать их - это числилось в кельтском обществе знаком подчинения, - гласит куратор. - Когда королю отрезали грудные соски, его лишали власти". Означает, и свежеобнаруженная мумия является останками старого правителя Ирландии.

Любопытно, что до ближайшего времени сведения из источников о том, как поступали кельты со своими монархами в конце срока их правления, многие ученые считали менее чем вымыслом. Но археологи в очередной раз обосновали справедливость поговорки о том, что в каждой притче есть только толика сказки. Все другое - незапятнанная правда…

Читайте все самое увлекательное в рубрике "Наука и техника"

Игорь Буккер

Похожие статьи: