Владимир ЛАГОВСКИЙ

По виду и подобию

На деньках биолог и бизнесмен Крейг Вентер опубликовал в знатном журнальчике Science статью, в какой объявил о разработке синтетических генов. Их удалось собрать в лаборатории из хим соединений. Другими словами, ученые скопировали механизм наследственности, с помощью которого все живы организмы воспроизводят себя. Включая нас - людей.

Ученые повторили трюк Господа Бога?

В 1990-е годы Вентер участвовал в проекте по расшифровке генома человека. Сейчас совместно с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом он трудится в своем институте J Craig Venter Institute (JCVI) в Мэриленде (США).

Ученые начали опыты еще в 2002 году, когда на искусственную жизнь южноамериканское правительство выделило более 3 миллионов баксов. Шли к священной цели ступенчато, взявшись копировать микоплазму (Mycoplasma genitalium) - паразитарную бактерию, живущую на слизистых оболочках половых органов. Она понравилась собственной относительной простотой и жизнестойкостью.

В прошедшем году Вентер и Смит сделали гибридный организм, пересадив гены одной бактерии в другую. Та жила и размножалась. После чего исследователи и занялись синтезом искусственной ДНК. В итоге вышла цепочка, состоящая из 582 тыщ звеньев. И воспроизводящая 485 генов бактерии - полный ее геном. Если веровать Вентеру, то это наикрупнейшая из когда-либо сделанных искусственных цепочек - по длине она превосходит прошлые заслуги более чем в 20 раз.

Вторжение в операционную систему природы

Сейчас ученым предстоит сделать последний шаг. Они хотят ввести синтетическую хромосому в клеточку, чтоб она воспроизвела себя и перевоплотился в новейшую форму жизни - искусственную.

Смит ассоциирует свое достижение с окончанием работы над компьютерной операционной системой.

- На самом деле, мы сделали аналог компьютерной операционной системы, - гласит ученый. - Ведь геном - это операционная система для клеточки. «Загрузив» ее, можно управлять развитием и делением клеточки.

Кто знает, не идут ли генетики по стопам Господа Бога? Вдруг и он не создавал человека полностью и сходу. А сотворил поначалу нечто поординарнее - какой-либо мельчайший организм. Позже «загрузил» операционной системой - генами, надлежащими его «образу и подобию», - делящиеся и развивающиеся клеточки довершили процесс.

Ученые, кстати, считают, что сделать программку еще проще, чем производимый ею продукт. Этим же генетикам, например, никогда бы не удалось собрать из отдельных частей целую бактерию. А толково загруженный «живой компьютер» на такое способен.

Микоплазма, вызывающая венерическое болезнь, станет первым искусственным организмом, сделанным по виду и подобию собственного природного аналога.

Если не ужас, то светлое будущее

Ученые повторили трюк Господа Бога?

Противники «синтетической биологии», естественно, стращают угрозами, которыми угрожает вмешательство в божьи дела. Дескать, новейшую технологию можно использовать для сотворения био орудия. А если искусственный организм вдруг окажется за пределами лаборатории? Не поведет ли он себя непредсказуемо, «общаясь» с живой природой? Не нарушит ли экологическое равновесие? А вдруг он к тому же станет предпосылкой новых, неведомых медицине заболеваний?

Но Вентер будущего ужаса не лицезреет. Напротив, предрекает выход на новый уровень развития биологии. Отрисовывают перспективы сотворения «хромосом данного типа для выполнения определенных задач». В планах ученого искусственные бактерии, способные создавать горючее.

- Они станут первыми организмами, за которые будут давать млрд и триллионы баксов, - убеждает он.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Можно жить в 10 раз подольше

Пока ученые превратили в долгожителя дрожжевой грибок. Но подобные манипуляции с человеком позволили бы не дохнуть до 800 - 1200 лет

Лишив грибок всего 2-ух генов и ограничив его в еде, Валтер Лонго из института Южной Калифорнии прирастил срок жизни крохотного существа в 10 раз. Это - мировой рекорд.

Естественно, разница меж дрожжами и человеком громадна. Они близки только по процессам метаболизма. Но это не воспрепядствовало Лонго и его сотрудникам заявить, что их исследования имеют прямое отношение к продлению жизни людей.

- Мы заложили базы для перепрограммирования организма, - гласит Лонго, - и когда-нибудь это приведет к тому, что и человек будет жить минимум до 800 лет.

Ученый вообщем не считает погибель неминуемой. И подразумевает, что она не просто побочный эффект изнашивания тела, да и на генном уровне запрограммированное явление, призванное устранить старых членов популяции, чтоб высвободить дорогу юным. А раз так, то погибель можно перехитрить, перепрограммировав гены. Что Лонго и показал на примере дрожжевого грибка. А те же священные гены есть и у людей.