Человека уже можно клонировать. А нужно ли?

Человека уже можно клонировать. А необходимо ли?

На вопрос о том, может быть ли размножение человека неполовым методом на современном шаге развития науки, положительно ответил Александр Соболев, заведующий лабораторией молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН, доктор кафедры биофизики био факультета МГУ, доктор био наук, в процессе XIII конференции "Наука. Философия. Религия", проходящей в Объединенном институте ядерных исследовательских работ Дубне и организованной при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного.

По воззрению ученого, "вопрос клонирования человека быстрее этический, чем био" и этот вопрос "навряд ли станет предметом обсуждения в наиблежайшие годы".

В свою очередь, иеромонах Димитрий (Першин), старший педагог муниципального мед института Росздрава, поведал журналистам об отношении Православной Церкви к клонированию человека:

Версия для печати Шрифт Отправить другу— Анализ схожих заморочек и выработка решений происходит при участии Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, в который входят докторы, священники, ученые, богословы, философы, юристы. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор принял "Базы социальной концепции Российской Православной Церкви", отдельный раздел которых посвящен биомедицинской этике, и в том числе, клонированию человека. Церковь поочередно выступает в защиту человека на всех стадиях его развития, включая эмбриональную, и поэтому не может поддержать идею терапевтического клонирования, предполагающую создание людского зародыша с целью его следующего разрушения. Неприемлимо превращать людскую жизнь в сырье.

Для меня очень принципиально то, что позиция Рф по этому вопросу совпадает с позицией, отраженной в основополагающих интернациональных документах, которыми управляется мировое общество. Так, к примеру, "Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека", принятая ЮНЕСКО 11 ноября 1997 г., говорит: "не допускается практика клонирования в целях воспроизводства людской особи", так как она "противоречит людскому достоинству". А в "Декларации о клонировании человека" от 8 марта 2005 года ООН впрямую обращается к государствам-членам с призывом "запретить все формы клонирования людей в таковой мере, в какой они несовместимы с человечьим достоинством и защитой людской жизни". В базу этих документов заложены нормы, сформулированные еще в Нюренбергском Кодексе, принятом в 1947 г. по итогам расследований злодеяний фашистских докторов, также в Хельсинской Декларации, принятой в 1964 году Глобальной Мед Ассамблеей.

Полагаю, что нравственные нормы не устаревают с развитием биомедицинских технологий. Убежден, что и доныне животрепещущ старый завет Гиппократа "не навреди", который отец европейской медицины распространял и на людские эмбрионы. На языке Библии эта заповедь известна всем: "не убий". Я надеюсь, что нравственная ответственность возобладает, и абсолютный запрет на клонирование человека будет продлен. Это необходимо всем нам, чтоб мы оставались людьми.

В случае клонирования человека нет никаких колебаний в том, что речь будет идти о проигрывании конкретно людской жизни. Как клонированная овечка была овечкой, так в случае клонирования человека появится конкретно человек, потому к нему применимы все нравственные и правовые нормы, ограждающие людскую жизнь.

Сначала, клонирование — это опыт. А опыт, в каком испытуемым является человек, недопустим без его свободного и добровольческого согласия. В случае клонирования человека испросить это согласие нереально, так как тот, у кого мы должны его за ранее получить, сам возникает в итоге этого опыта. Тем тут вначале попирается базовое право человека не быть заложником чьих-либо манипуляций с его жизнью и здоровьем.

Одно это является достаточным аргументом против клонирования человека, но есть и чисто мед аргументы, усиливающие эту позицию. Дело в том, что, как мне понятно, к истинному времени удалось клонировать достаточно огромное количество животных — кошку, свинью, корову, мула, мышей. Но, как отмечают ученые, посреди клонированных животных всераспространены отличия от нормы и разные формы инвалидности. 1-ое клонированное животное — овечка Долли — было усыплено в 2003 году в возрасте ровно 6 с половиной лет, хотя многие овцы живут более 10 лет. У нее развилась прогрессирующая болезнь легких, которой обычно мучаются более старенькые овцы, также ранний артрит. Некие спецы по клонированию выдвинули догадку, что клонированным людям может потребоваться подмена тазобедренного сустава уже в подростковом возрасте, а старость у их может наступать уже к 20 годам. Я не говорю уже о низкой эффективности способа (наименее 10%), о синдроме огромного потомства, создающего суровые трудности для вынашивающей мамы. Думаю, что у создателя Долли сэра Уилмута были все основания утверждать, когда он выступал в Конгрессе США, что подобные опыты на человеке совсем недопустимы.

Нельзя не согласиться с тем, что существует гипотетичная возможность воспроизвести людскую жизнь методом клонирования, но какова будет эта жизнь? Почему при всем этом берутся в расчет интересы науки и совсем игнорируются интересы самого человека? Какие трудности подстерегают такового человека — с его здоровьем, психикой, духовной жизнью? Во что перевоплотится общество, в каком ребенок сумеет стать сестрой собственной мамы, братом отца либо дочерью деда? Далековато не полный список этих вопросов указывает, что тут нужна жесткая и понятная нравственная позиция, ограничивающая притязания ученых.

Более аморально и желание клонировать человека для того, чтоб разобрать его на на генном уровне совместимые органы и ткани. В конце концов, бесчестно растить человека для того, чтоб удовлетворить чью-либо прихоть завести малыша с данными параметрами.

Человек — это не агрегат, который можно разбирать на запчасти, не сырье для производства препаратов, не горючее для развития научно-технического прогресса. Благие цели не достигаются дурными средствами.

В базе всех этих беспощадных инициатив - утилитарное отношение к людской жизни. Неприемлем сам образ такового мышления, при котором в человеке на эмбриональной стадии его развития усматривается только сырье для производства препаратов либо тестов со стволовыми клеточками.

На языке интернационального права эта нравственная максима звучит так: "Никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, в особенности в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над почтением прав человека, главных свобод и людского плюсы отдельных людей либо, в соответственных случаях, групп людей." ("Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека", ст. 10)

Научный прогресс свидетельствует, что человек — вправду образ Божий; он наделен высшими дарами личной свободы, разума и творчества. К огорчению, эти дары могут быть развернуты и против самого человека. Вот поэтому Церковь проводит четкую грань в области тех научных достижений, которые могут коснуться человека. Если гласить о клонировании, у нас нет возражений против выведения новых пород животных, сотворения отдельных человечьих органов и тканей, но при всем этом неприемлимо удовлетворять научное любопытство, превращая в экспериментальный объект уже саму людскую жизнь.

Ольга Гуманова

Похожие статьи: