Неофрейдизм

Возникает в 20-30-е годы XX века. На его становление повлияли идеи К.Юнга и особенно А. Адлера. Подчеркивается роль воздействия социальных условий на целевую установку. К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э.Эриксон.

Сформировался в процессе соединения психоанализа с американской ассоциациологической и этнологической теориями.

Исходное положение - правило социального и культурного детерминизма, которое (в отличие от биологизма Фрейда) исходит из личности.

Центральное внимание переносится с внутренних психологических процессов на межличностные отношения, отвергается учение о либидо и сублимации.

Неофрейдизм отрицает диалектические отношения между природой и культурой, средой и индивидом (Фромм - человеческое начинается там, где оканчивается природа).

Конфликт между личностью и обществом.

Психические нормы равны приспособлению личности к социальной среде, нарушение социальной идентичности приравнивается к патологии. Неофрейдизм или вообще отрицает роль бессознательного или рассматривает его как связующее звено между социальными и психологическими структурами.

Салливен развивает концепцию межличностных отношений (в психологии нет ничего кроме отношений к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций). Личность эта - совокупность социальных масок. Неофрейдизм не единое целое. Если Салливен растворяет человека в межличностной среде, то Хорни признает в нем возможность самодвижения, стремления к самореализации.

Фромм развивает социально-критическую антропологическую теорию, близко к утопическому социализму, гуманистический подход. Сохраняет положение Фрейда об определенной роли бессознательных побуждений для поведения, но обусловленных небиологическими, а социальными факторами. Смотрит на культуру антропоцентрически, т.е. с точки зрения реализации родовых качеств человека. Двойственность человека как природного и надприродного существа - стремление к свободе, но и потребность в безопасности (бегство от свободы). Человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное - одиночества. Исторические формы социального характера (связь между индивидом и культурой) связаны с типами отчуждения. Наиболее распространенные формы отчуждения - почитание власти, куль силы, успеха, наживы.

Цель психотерапии неофрейдизма - в выявлении дефектов в системе социальных связей.

Хорни развивает теорию внутренней конфликтности, связанную с чувством "базальной тревожности" перед природными социальными силами. Общество порождает потребности, но мешает их удовлетворению. Развивается чувство тревоги, стремление к безопасности.

Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения.