Темная энергия: долгий путь к истине

Dark Energy Space Telescope (рисунок с сайта www.universetoday.com)

Новый космический телескоп Dark Energy Space Telescope (Destiny), разрабатываемый NASA, поможет обнаружить темную энергию — неведомую субстанцию, ускоряющую расширение Вселенной. Телескоп «Темная энергия» должен будет обработать изображения 3000 сверхновых звезд (которые ему предстоит найти) в других галактиках. Поиск и изучение сверхновых звезд будет вестись в течение двух лет. Эти данные помогут понять, было ли это ускорение расширения Вселенной постоянным или возникло в какой-то определенный момент. Если все пойдет по плану, вывод телескопа на орбиту состоится в 2013 году.

Открытие темной энергии было сделано в 1998 году двумя независимыми группами астрономов. Тогда было обнаружено, что самые далекие сверхновые светят менее ярко, чем предписывает теория, согласно которой Вселенная должна быть заполнена только материей, гравитирующей по закону Ньютона. Это означало, что они расположены от нас дальше, чем должны были бы находиться, если бы Вселенная расширялась в поле обычных гравитационных сил.

Для того, чтобы объяснить этот удивительный феномен, ученые предположили, что Вселенная содержит в своем составе не только обычную и темную (невидимую) материи, но также и компонент, способный на космологических расстояниях противостоять гравитационному притяжению материи, который в последствии и назвали темной энергией.

При помощи нового космического телескопа планируется осмотреть 1000 квадратных градусов небесной сферы в ближней инфракрасной области электромагнитного диапазона. Таким образом, можно будет оценить крупномасштабное распределение материи во Вселенной и ее поведение за все время, практически с момента Большого взрыва. Расчетная чувствительность Destiny, диаметр главного зеркала которого составляет 1,65 метра, в 10 раз превышает чувствительность всех наземных проектов.

В 2013 году телескоп будет выведен ракетоносителем «Дельта-IV» или «Атлас-V» на стабильную орбиту во вторую гравитационную точку Лагранжа (где уравновешены силы тяготения) в системе Земля—Солнце. Эта позиция позволит обеспечить стабильное и непрерывное функционирование инструмента. Координация наблюдений будет вестись с больших наземных телескопов, таких как, например, Большой синоптический телескоп (Large Synoptic Survey Telescope, LSST).